Содержание большинства преподаваемых мною дисциплин направлено на подготовку будущих преподавателей для педагогических колледжей.
Специфику такой работы можно сравнить с матрешкой. Я учу студентов вуза учить студентов колледжа, которые будут воспитывать детей в детском саду. Прослеживается взаимосвязь нескольких уровней образования. Эта цепочка позволила мне сформулировать основную волнующую меня проблему: как обеспечить качество педагогического образования на разных уровнях. Качество определяет результат. Результат моей деятельности (хоть и несколько отдаленный) – воспитание надежды будущего, дошкольников. Поэтому ответственность особенно велика, она требует качественного профессионального образования на всех уровнях. Качество, в частности, можно рассматривать с точки зрения соответствия запросам и ожиданиям потребителей. Говоря о самой маленькой «матрешке» – дошкольном образовании, отметим, что здесь запросы потребителей – это болезненная проблема. В дошкольном образовании потребителем можно назвать родителя. Слово «потребитель» не имеет негативного оттенка, однако может стать основанием для термина «потребительское отношение». Проводя рефлексию со студентами после возвращения их с практики в дошкольных учреждениях, я задавала вопрос о проблемах воспитателей. Большинство студентов ответили, что зачастую родители воспринимают педагога как обслуживающий персонал. Мамы и папы самоустраняются от процесса воспитания детей и только требуют от педагога результатов, не вступая с ним во взаимодействие. Эта проблема есть и на других уровнях образования. Соответственно для обеспечения качества образования дошкольных педагогов необходимо научить эффективному взаимодействию с родителями. Последовательность подхода к качеству образования можно определить как качество знаний самого педагога, качество передачи знаний, качество усвоения знаний учащимися. На уровне наших «матрешек» – среднего и высшего профессионального педагогического образования – качество может быть достигнуто с помощью современных методов обучения, предполагающих самостоятельный поиск, сотрудничество, моделирование профессиональной деятельности на занятии. Причем, работая в интерактивном режиме, студенты вуза учатся применять эти методы в работе со студентами колледжа. В свою очередь студенты колледжа, готовясь к профессиональной деятельности воспитателя, должны знать, что на сегодняшний день дошкольное образование отказалось от обучения дошкольников в форме занятий, заменив их непосредственной образовательной деятельностью. Возникает вопрос, с помощью чего же ее реализовывать? Ответ опять лежит в области применения методов интерактивного обучения в доступной для дошкольников форме. Конечно, это только одна из сторон многоаспектного понятия. Важный показатель качества образования – востребованность выпускников педагогических вузов и колледжей на рынке труда. Сегодня в Москве педагог может быть конкурентоспособен при условии, что он владеет современными методами обучения и воспитания и непрерывного развития.
Комментарии