search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

309-й закон поссорил регионы с федеральным центром

На два с лишним часа малый зал Госсовета Республики Татарстан превратился в площадку для поиска решения важной для регионов проблемы: в 21 субъекте РФ считают, что принятый в декабре прошлого года 309-й федеральный закон в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта нарушает их право на изучение родного языка.

Гостей по весьма символичному адресу – площадь Свободы, дом 1, собралось 18 ноября немало: директора школ, председатели и руководители законодательных органов и органов управления образованием республик из разных субъектов РФ. Друг за другом в холле Госсовета появлялись федеральный министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатели думских комитетов по образованию и делам национальностей – Григорий Балыхин и Валентин Купцов, гендиректор издательства «Просвещение» и руководитель проекта по разработке нового школьного стандарта Александр Кондаков. Ровно в 9 утра за столом президиума все места были заняты, и председательствующий Андрей Фурсенко предоставил слово президенту РТ Минтимеру Шаймиеву.

«309-й федеральный закон фактически отменил законодательную гарантию сохранения и развития национальных языков и культур, – сказал президент Татарстана. – Видимо, кому-то показалось, что языки народов Российской Федерации недостаточно быстро исчезают. Решили ускорить. Родной язык не выбирают, это язык мамы, а мама у каждого – единственная. Все это противоречит Конституции РФ, которая устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Однако мнения регионов по поводу отмены национально-регионального компонента никто особо не спрашивал. В этой ситуации Госсовет Татарстана выступил с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и в статью 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С аналогичной инициативой выступил и Башкортостан. Эти предложения получили поддержку 21 субъекта РФ. Мы надеемся, что данный вопрос будет рассмотрен Госдумой РФ в установленном порядке, иначе у нас не будет другого пути, кроме как сообща обратиться в Конституционный суд России. Без решения этой проблемы мы в Татарстане переходить на новые стандарты не намерены».

Не менее острым на этом фоне оказалось и выступление Ольги Артеменко, руководителя Центра национальных проблем образования ФИРО. Она отметила, что в ряде субъектов выстраивается национально-этническая система образования, а национально-региональный компонент стал приоритетным по отношению к федеральному, что противоречит Конституции РФ и Закону «Об образовании». Согласно проведенным исследованиям в 82 случаях из 100 у детей школьного возраста, проживающих в Республике Татарстан, в сознании отсутствует понятие «Я живу в России, я гражданин России». «Что же касается 309-го закона, то он, – сказала Ольга Артеменко, – позволяет создать условия для развития и изучения родного языка. Потому что снимает монополию исполнительной власти в вопросах управления образовательным процессом в школе и усиливает механизмы общественно-государственного управления через формирование части основной образовательной программы участниками образовательного процесса».

И все же все выступавшие представители субъектов РФ настаивали на том, что в закон необходимо вернуть понятие национально-регионального компонента.

Подводя итог столь эмоционального обсуждения, Андрей Фурсенко подчеркнул, что никто и не ставит вопрос об отказе от изучения родного языка. Все основные предложения выступавших были суммированы в резолюции. С ее окончательным текстом читатели «УГ» могут ознакомиться на нашем сайте www.ug.ru.

Казань

РЕЗОЛЮЦИЯ совещания Министерства образования и науки Российской Федерации с руководителями органов управления образованием в республиках -субъектах РФ с участием депутатов профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей законодательных органов власти субъектов Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте