Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Гость УГ

Арина ШАРАПОВА: Телевидение – всегда командная работа

Учительская газета, №38 от 21 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Арина Шарапова – человек, которого, кажется, знают и любят все. Легендарная телеведущая и общественный деятель, член Общественного совета при Министерстве обороны России и президент собственной школы «Артмедиаобразование». А еще она посол проекта «УчимЗнаем», который среди прочего вручает специальный приз конкурса «Учитель года России» в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении». Несмотря на свою высокую занятость, Арина Шарапова нашла время, чтобы дать эксклюзивное интервью «Учительской газете».

– Арина Аяновна, на ваш аккаунт в Instagram (@arina­sha­ra­po­va1tv_official) подписано без малого 200000 человек. Многие из них нередко удивляются в комментариях, как вы все успеваете. Может быть, следуете советам коучей по организации своего времени?

– Мой коуч – это ДНК, мама и папа, дезоксирибонуклеиновая кислота. Думаю, что в каждом человеке есть какая-то своя гормональная организация, которая ему помогает или, напротив, мешает в чем-то. Мне в этом смысле повезло – у меня и мама активная, с огромным количеством дел, и папа. Я реально успеваю. Но, конечно, одна из причин – правильный тайм-менеджмент, когда включаешь свои планы в расписание, ежедневно настраиваешься на их реализацию и так далее. Наследство и управление временем – вот и весь секрет.

– Скажите, а не теряете ли вы интереса к тем или иным предложениям и возможностям? Ведь нередко бывает, что сперва хватаешься за все, потом тщательно отсеиваешь лишнее и, наконец, отказываешься от подавляющего числа предложений.

– В моей жизни все с точностью до наоборот. Сначала я понимаю – интересно мне что-то или нет, потом пробую. И чаще всего иду вперед. Если же говорить о сфере образования, которой я активно занимаюсь в последние годы, то фактически я живу с этим всю свою жизнь. Моя бабушка – преподаватель русского языка, филолог, знала китайский язык. Мой дедушка тоже филолог, выпускник Ленинградского университета, он даже выпустил ряд словарей, которые и сегодня можно найти в крупных библиотеках.

Моя мама тоже учитель, окончила Московский областной педагогический институт имени Н.К.Крупской и так хорошо знала английский, что даже работала синхронистом-переводчиком.

Я во многом повторила судьбу мамы, потому что я сперва окончила отделение прикладной социологии философского факультета МГУ, а потом переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза, ныне МГЛУ. То есть мама сыграла в моей жизни очень большую роль – я просто не представляла для себя ничего иного, кроме как преподавание. Правда, сейчас я больше занимаюсь управлением.

Хочу особенно подчеркнуть, что очень горжусь своими предками. Когда мы собираемся с моим сыном и внуками, я все время рассказываю им историю семьи. Мне даже хочется издать для них книжку, чтобы они читали и понимали, кто и что сделал в этой жизни, чтобы мы были рядом.

– В одном из своих интервью вы сказали, что умеете чувствовать себя счастливой, даже когда у вас все плохо. Как вам это удается?

– Конечно, есть предел этому счастью – например, когда уходят родители. Здесь ты не можешь чувствовать себя счастливой… По сравнению с этим событием все остальное – детский сад, где речь скорее о проявлении эмоций, несдержанности, отсутствии мудрости и так далее. Бабушка научила меня тому, что мудрый человек может себе позволить быть солнечным. Солнце – это мудрость. Там и сгореть можно, находясь в свете, тоже нужно быть аккуратнее. Иными словами, думаю, что это управляемый процесс, когда люди работают над собой. Вот и я отношусь к тем, кто над собой работает.

– Расскажите, пожалуйста, о школе Арины Шараповой «Арт­медиаобразование», в стенах которой мы сегодня встретились? В чем ее идея и как идет работа?

– Признаюсь честно – это семь лет упрямой уверенности в том, что я справлюсь с этой задачей. Многие мои коллеги создают такие образовательные организации либо под крылом государства, либо совместно с крупными компаниями. Но я почему-то решила, что справлюсь одна. В рамках школы были разные проекты и инициативы, какие-то были хороши содержательно, но глубоко убыточны, то есть финансово все было очень сложно. Мы даже взяли небольшой тайм-аут, переехали в это замечательное здание и начали работать по-новому, с различными, в том числе и городскими, проектами, например «Московским долголетием». Подаем заявки на едва ли не все существующие конкурсы грантов. Также занимаемся тренингами, в том числе для представителей бизнес-сообщества. Я абсолютно уверена, что есть колоссальная потребность в правильной постановке речи, управлении эмоциями, голосом и так далее. Совсем скоро мы планируем создание своего рода ораторского клуба.

– С 1 сентября текущего года в нескольких десятках столичных образовательных организаций запущен проект «Медиакласс в московской школе». Что вы о нем думаете?

– Ни для кого не секрет, что все мы живем в медиапространстве. Дети тут не исключение. С информацией надо быть очень аккуратным, а этому, наверное, все же стоит учить. Информация – это смертельное оружие, которым нужно уметь управлять. Дети будут учиться правильно излагать свои мысли и описывать события, вести аккаунты в социальных сетях и так далее. Наши дети так или иначе входят в большое сообщество – экономическое, политическое и социальное – и порой работают там, сами того не понимая. Например, сейчас много детей, которые размещают рекламу или вступают в различные группы, в том числе негативно влияющие на психику. Они часто просто не понимают, в какой среде находятся и как себя там вести. Я думаю, что этот проект очень правильный и далеко идущий.

– А как вы оцениваете уровень современной журналистики, в том числе на YouTube? Смотрите ли какие-то программы на этой платформе?

– Конечно, смотрю! Я очень горжусь, что подписалась на канал «Коллекция заблуждений». Это культурный блог девочки, которая живет в Вене. В своих видео она рассказывает о ярких историях жизни и любви великих людей. Например, о жене Толстого Софье Андреевне или о Марии Федоровне, супруге Александра III, был ли Петр I «железной маской», ну и так далее, причем с великолепными иллюстрациями. Я попросту не могу от них оторваться! Конечно, я подписана и на каналы на YouTube популярных интервьюеров, например Ксении Собчак. Да, в общем, на кого я только не подписана! И иногда бывают шедевры, которые я смотрю с точки зрения профессионала – как они строят вопросы, как работают в кадре. Такие блоги – моя постоянная любовь.

– В эфире телеканала «Звезда» идет ваша программа «Десять фотографий с Ариной Шараповой». Как вы готовитесь к этим интервью? Или все-таки удается переложить техническую работу на редакторов?

– Буквально только что я закончила читать книгу классика телевизионной журналистики Ларри Кинга. Он, к примеру, всегда готовился к интервью сам. Но на сегодняшний день стопроцентной подготовки быть не может, потому что любая программа – это фабрика. Я заранее обожаю каждого, кто приходит ко мне на интервью. Мне всегда безумно интересно задать им все те вопросы, которые придумала я и которые мне дали редакторы. Мы всегда готовимся параллельно – это командная и очень важная работа. Кстати, на того же самого Ларри Кинга работали 140 человек. Он сидел в кадре, безумно харизматичный и, безусловно, гениальный, а на самом деле полторы сотни человек бегали вокруг него и предлагали свои вопросы. И это нормально, потому что, повторюсь, телевидение – всегда командная работа.

– Ваши родители много ездили, некоторое время вам довелось поучиться в столице Ирака Багдаде. Известно, что Саддам Хусейн высылал вам и вашему оператору личное приглашение для освещения операции «Буря в пустыне». Скажите, а возникает ли у вас сегодня желание покинуть зону комфорта и, скажем, отправиться в горячую точку? Интересные события разворачиваются, к примеру, в Афганистане. Хотели бы увидеть все это своими глазами?

– Хороший вопрос. Я думала, что все это уже далеко от меня, что я давным-давно распрощалась с подобными командировками, потому что чувство безопасности сейчас для меня на первом месте. Все-таки есть семья, дети, внуки… Но ситуация в Афганистане меня сильно задела. Я почувствовала свою беспомощность, потому что я уже не в политическом эфире, нет потребности в моем освещении этой темы. Потребности нет, а желание вдруг почувствовала. Эту тему я, конечно, изучила, что называется, вдоль и поперек, пересмотрела все экспертные интервью, прочитала все возможные комментарии, отсмотрела документальные фильмы…

– Арина Аяновна, вы являетесь послом проекта «УчимЗнаем», который в том числе вручает свой спецприз в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России». Сейчас говорят о необходимости создания телевизионного ток-шоу, посвященного конкурсу. А какой, на ваш взгляд, оптимальный формат представления конкурса в телевизионном эфире?

– Я думаю, что идея ток-шоу тяжелоформатная и, скорее всего, не очень рейтинговая. Сомневаюсь, что федеральные каналы с удовольствием возьмут эту тему, потому что она слишком сложная для восприятия другими. Как вы видите, сейчас все вокруг простое. А если делать этот формат простым, то могут обидеться сами педагоги.

Что касается «УчимЗнаем», то для меня это очень важная тема, которая родилась с того, что мы стали помогать детям, лежащим в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Мы просто делали для них учебные программы, рисовали с ними, старались хоть как-то поддержать и порадовать. А потом постепенно это вошло в огромный и очень сложный проект, которым руководит абсолютно гениальный лидер – Сергей Витальевич Шариков. Именно благодаря его энергии, таланту и профессионализму проект стал доступен по всей стране.

Сейчас, к слову, мы вместе с Рос­телекомом сделали для «УчимЗнаем» потрясающий портал, который называется «Добрые знания».

– О чем вы думаете, когда бываете в школах по всей стране?

– Мне очень интересно знать, какими через десять лет будут дети, которые выпускаются из школ сегодня. Мне так хочется увидеть этот пласт новых граждан, которые вступают в возраст совершеннолетия и станут работать в разных отраслях нашей экономики. Сейчас по-разному оценивают уровень образования, а показатель, в общем-то, один – возможность и умение реализовать себя в жизни. Очень хочется успеть увидеть и понять, кем станут эти молодые люди.

 

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту