Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

2023 год в России посвятят учителям и наставникам

Учительская газета, №35 от 31 августа 2021. Читать номер
Автор:

Выпускница московской школы №1514 Екатерина Гришина, которая получила 400 баллов на ЕГЭ, обратилась к Президенту России с предложением отблагодарить всех российских педагогов и объявить один из последующих годов в стране Годом учителя и наставника. Владимир Путин поддержал инициативу. «В 2023 году мы будем отмечать 200‑летие Константина Дмитриевича Ушинского, одного из основателей российской педагогики. Нужно так и сделать: 2023 год объявить Годом педагога», – сказал президент в ходе встречи с общественностью.

Отразится ли это решение на системе образования и статусе педагога? Свое мнение высказывают наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Предложение объявить 2023 год Годом педагога – знак того, что это необходимо педагогическому сообществу. Готовясь к тематическому году, важно услышать учителя и сделать планируемые мероприятия максимально полезными.

Во-первых, до сих пор не решена задача нормализации ежедневного педагогического труда, освобождения времени учителя для самосовершенствования и реализации идей. Подавляющее большинство учителей – 94% – хотят изучать новые технологии и методики, потому что им есть куда расти. При этом 22% отмечают, что больше всего им не хватает возможности прийти в себя, восстановить силы, найти вдохновение. Только 15% учителей не испытывают симптомов эмоционального выгорания.

Во-вторых, остро стоит вопрос защиты трудовых прав педагога. Три четверти (77%) учителей нуждаются для этого в помощи и дополнительной информации. К Году учителя нужно продумать цифровую систему «одного окна», где учитель сможет получить методическую консультацию, ознакомиться с научными исследованиями и разработками, правами и обязанностями по конкретному запросу, подобрать программу обучения и даже самостоятельно проверить правильность начисления отпускных или декретных.

В-третьих, необходимо обеспечить современное рабочее место – компьютер, Интернет, принтер. Таких возможностей все еще не имеют многие учителя: 23% опрошенных полностью неудовлетворены, 33% – скорее неудовлетворены оснащением своего кабинета.

В-четвертых, нужно выстроить процедуры аттестации, которые соответствовали бы запросу рынка труда. Сейчас для многих это трата времени и сил с минимальным результатом. Для связи оценки квалификации и профессионального развития необходимо применить успешный региональный опыт введения именных сертификатов для повышения квалификации, чтобы учитель добровольно смог выбрать и пройти обучение на базе лучших вузов, школ и учреждений повышения квалификации.

Алихан ДИНАЕВ, учитель года России-2018, народный учитель Чеченской Республики, руководитель Педагогической мастерской ЧГПУ, учитель обществознания математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова и образовательного центра «Открытие», Грозный:

– Такой год нашей стране просто необходим, и я недоумевал по поводу того, что его так давно не было. Думаю, что это решение в определенной степени ответ на тот тяжелейший труд, который проделали педагоги по всей стране во время пандемии.

Уверен, что 2023 год может войти в историю российской школы. Очевидно, что в течение всего года будут проводиться сотни и даже тысячи мероприятий, посвященных учителям во всех сферах и направлениях. Очень рассчитываю, что к этому году власти приурочат новые формы поддержки учителей, особенно молодых и сельских, разработают комплексный план повышения престижа педагогической профессии в обществе (основанный прежде всего на мнении самих учителей), завершат ряд крупных проектов и, например, вооружат каждого учителя в России планшетом с набором сервисов и приложений, который значительно упростит нашу работу и позволит вместо рутины заниматься творчеством дома и на уроке.

Надеюсь, что к празднованию Года учителя удастся максимально широко подключить крупный, средний и малый бизнес, который кровно заинтересован в высоком качестве образования в стране. Необходимо, чтобы предприниматели не принудительно, а добровольно приняли участие в программах и событиях Года учителя.

Учителя, к сожалению, привыкли, что на них обращают не так много внимания. Может быть, 2023‑й станет годом возвращения долгов. А долгов и пеней перед педагогическим сообществом набежало невообразимо много.

Елена ЖИЛЬЦОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Пестово, учитель года Новгородской области-2018:

– «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле!» – сказал в XX веке поэт Роберт Рождественский. Миссия педагога – воспитывать человека будущего. Это планка, к которой нужно стремиться всем. Ведь дети и влияние на них учителя – величина постоянная, вне времени и географии. Надеюсь, проведение Года учителя и наставника поможет обратить больше внимания на учительство и его проблемы, вернуть старомодное почтение и уважение к представителям этой профессии в обществе эпохи цифровизации. Потому что живой душой проекта под названием «школа» был, есть и останется учитель.

Татьяна ГОЛЯДКИНА, директор санкт-петербургского педагогического колледжа №1 имени Н.А.Некрасова:

– В последние годы нашей профессии уделяется значительное внимание. Расширяется конкурсное движение, что способствует и повышению качества образования, и укреплению общественного признания значимости труда педагога. Значительно возросла финансовая поддержка системы образования. Не могут не радовать новое строительство, высокий уровень оснащенности образовательных учреждений современной техникой и оборудованием. Как один из показателей роста престижа нашей профессии конкурс в педагогические колледжи. К нам идут абитуриенты, мотивированные на труд учителя и воспитателя. Неуклонно растет процент выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после окончания колледжа.

Вместе с тем есть нерешенные проблемы. Например, в нашей системе необходимо укреплять социальное партнерство с лучшими образовательными организациями Санкт-Петербурга в целях более качественной практической подготовки педагогов. И здесь важно, чтобы на обучающихся выпускных курсов педагогических колледжей распространилась норма Закона «Об образовании в РФ» о возможности работы по профилю получаемой специальности. Тем более что у педагогических колледжей есть такой положительный опыт. Очень надеюсь, что соответствующая инициатива Законодательного собрания Санкт-Петербурга получит поддержку.

Было бы полезно снять с образовательных организаций бремя исполнения несвойственных нашей системе функций. И конечно, все мы мечтаем о снижении бюрократической нагрузки. Не секрет, что отчетные документы дублируют друг друга. А время, которое мы тратим на них, хочется отдать главному – работе с детьми.

Александр Т., учитель, Архангельская область:

– Думаю, что не отразится. Каждый год объявляется годом чего-то. Все сводится к ряду каких-то мероприятий. Год пришел, год ушел. Без законодательного закрепления статуса учителя и наставника, без комплексного подхода к положению педагога, государственного регулирования в вопросах системы оплаты труда, мер социальной поддержки год окажется пустым.

Виктор К., учитель математики, Воронеж:

– Идея хорошая, и это обязательно поднимет статус педагога в нашей стране. Особенно если совместить конкурс «Учитель года» с шоу «Форт Боярд»! Вот тогда точно детей от экрана не оттащишь. А если серьезно, я против того, чтобы образование превращали в шоу, потому что учеба – это прежде всего труд, причем большой труд как для учителя, так и для ученика.

Чтобы поднимать престиж профессии, надо повышать зарплату и разрешать главное противоречие, которое сегодня возникло в российском образовании: наши дети, оканчивая школу, не могут сдать ЕГЭ без репетиторов! Получается, что в школе их плохо учат, а знаете, почему? Потому что новые стандарты не направлены на то, чтобы давать детям знания, их главная цель – пробудить интерес к образованию, то есть сделать из образования то самое шоу, против которого я выступаю.

Престиж профессии не в том, чтобы учителя рассматривали по телевизору или в Интернете и забрасывали его лайками, а чтобы у него была достойная зарплата, в школе – современная образовательная среда и комфортные отношения, а для ребенка – возможность получать наиболее полные знания в стенах школы, а не где-то на стороне и за дополнительные деньги.

Ирина Т., учитель, Великий Новгород:

– Не думаю, что серьезно отразится. Многие россияне вообще не знают о том, чему в нашей стране посвящают тот или иной год. Вот если бы во всех СМИ, в интернет-изданиях была регулярная рубрика, посвященная этой теме, тогда, может быть, люди знали бы о таких событиях больше. Например, в Год учителя и наставника нужно рассказывать в таких рубриках о выдающихся педагогах, хотя бы коротко. Уверена, что в каждом регионе найдется немало представителей профессии с интересной судьбой. В нашем городе, например, живет директор Новгородского клуба юных моряков Николай Геннадьевич Варухин. В 2018 году он первым в России получил из рук президента Владимира Путина новую награду «За наставничество». А много ли новгородцев, не говоря уже о жителях других областей, знают об этом факте и этом человеке?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту