Мы рассматриваем ИКТ как средство, которое позволит изменить педагогическую практику в школе, подготовить учеников и выпускников школ к жизни в информационном обществе, в современных экономических условиях, поэтому очень много внимания в нашем проекте уделяется разработке цифровых образовательных ресурсов, учебных материалов нового поколения, с помощью которых школьники могли бы развивать свои компетенции, осваивать и творчески применять знания. О проекте Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования» рассказывает его руководитель Светлана АВДЕЕВА.
Прежде всего в нашем проекте мы создаем единую национальную образовательную коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Адрес коллекции: http://schoolcollection.edu.ru. Сейчас в основном это комплекты ЦОР к действующим учебникам. Есть также произведения русской классической музыки.
Планируется, что к июню 2008 года, когда завершится первый этап проекта, не менее 150 тысяч цифровых образовательных ресурсов будет доступно школам. Однако критическая масса ресурсов будет выложена уже к февралю 2007 года.
НФПК реализует проект через конкурсы, отобраны две организации. Первая осуществляет хранение ресурсов коллекции и организует к ним доступ. Это НИИ «Информика», на ее серверах коллекция расположена. И для составления списка потребностей школы в цифровых образовательных ресурсах мы выбрали консультанта – издательство «Просвещение». На основании этого списка мы проводим конкурсы по закупке и разработке ресурсов.
Ресурсы коллекции делятся на три большие части: цифровые образовательные ресурсы, информационные инструменты и нормативно-регламентирующие документы. К каждому типу будут созданы методические материалы.
Следующее большое направление в проекте – разработка учебных материалов. К ним мы относим три типа материалов. Первый тип – комплекты цифровых образовательных ресурсов к действующим учебникам. Мы планируем, что начиная с января 2008 года во все школы всех семи наших пилотных регионов массово поступят эти ресурсы.
Второй тип – инновационные УМК, они включают в себя как учебные пособия на бумажных носителях, рабочие тетради, так и различные виды цифровых образовательных ресурсов, инструменты, необходимые для изучения данного предмета. И третий тип ресурсов – это информационные источники сложной структуры. Помимо инновационных учебно-методических модулей к информационным источникам сложной структуры мы также относим электронные словари, справочники, электронные энциклопедии. Планируется, что не менее 50 таких источников будут доступны для всех школ страны к концу 2007 года.
Мы очень добросовестно, в три этапа, проводили конкурсы по разработке инновационных УМК. Начали отбор в мае 2005 года. Сначала прошел конкурс концепций, потом победители конкурса концепций писали нам свои планы-проспекты, все это проходило строгую экспертизу, рецензирование. И только с 37 победителями конкурса плана-проспекта мы заключили контракты на разработку инновационных УМК.
Планируется, что все ресурсы, которые будут разрабатываться в проекте, пройдут апробацию в пилотных регионах. В этих регионах у нас создано 59 апробационных площадок. И начиная с января 2007 года, по мере разработки соответствующих версий для III-IV четвертей, ресурсы будут поступать на апробацию. А УМК для I-II четвертей поступят на апробацию в следующем учебном году, с 1 сентября. Все замечания, которые нам дадут педагоги-апробаторы, будут доработаны летом. Осенью начнется массовое тиражирование. С января 2008 года на сайте коллекции эти материалы будут доступны.
Кроме этого, параллельно мы запустили конкурсы на разработку различных информационных инструментов. Сейчас все школы Российской Федерации могут использовать две программные системы, обе они размещены на сайте коллекции, – систему автоматизации учебного процесса «1С: ХроноГраф Школа 2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для планирования учебного процесса.
Чтобы ученики и педагоги могли активно обмениваться наработками, консультироваться друг с другом, в пилотных регионах запущена информационно-методическая среда. В этой среде предусмотрено создание сайтов всех школ с помощью конструктора. Учителя тоже могут делать свои сайты, используя этот конструктор.
Комментарии