Советы начинающим
Красный диплом? Ну и что…
аждый раз, покидая великолепные школы, я испытывал чувство собственной неполноценности и некоторое время страдал.
Но когда я возвращался в свою, родную, видел родных детей и родных учителей, где все было уже другим, но все же моим, я оживал, успокаивался, и мне хотелось работать.
Свой образ, свое лицо – это очень важно. Но и не ново. Я не устаю говорить об этом своим молодым коллегам, из которых почти треть – мои ученики, окончили нашу школу. Впрочем, как мне кажется, они и сами все понимают. Их-то не приходится убеждать.
Я же пришел к этому выводу не сразу и не сам. Помню наш разговор с Визбором. Это было через три или четыре года после окончания института. Мы оба успели поучительствовать в провинции. Юра – в Воркуте, а я – в селе Дедуровка Оренбургской области у знаменитого впоследствии директора Н.К.Калугина. Мы встретились на Чистых Прудах, у здания, где помещались редакции московских газет. Пошли на бульвар, сели на свободную скамейку и завели разговор. Мы оба в какой-то степени оказались на распутье, еще не определились, обсуждали возможные и невозможные варианты. “Надо найти свой образ”, – сказал Юра. Эту фразу я вспомнил потом, когда стал директором школы.
Легко сказать, найти свой образ. Но как? Трудно предложить рецепт, хотя посоветовать можно. Во-первых, надо проанализировать свои возможности. Что ты больше умеешь, что ты любишь, что тебе лучше удается? Кто-то скажет: “Все!” Да, есть такие. И у них нет сомнений. Они делают то, что нужно, и ни у кого к ним нет претензий: ни у начальства, ни у родителей, ни у детей. Им ни к чему искать свой образ. Он им не нужен.
Понимаю, что я не прав. Ну нет у меня никаких аргументов. И все-таки не могу избавиться от неосознанной подозрительности: что-то все же не так. Гоголь писал, что у каждого человека должен быть свой задор. Задор! Я не говорю: изьян. Но задор-то должен быть! Мне кажется, особенность педагогической профессии, кроме всего, в том, что учитель должен делать то, что положено, но еще и что-то сверх положенного. Очень многие так и поступают, и это “сверхположенное” часто на каком-то этапе компенсирует то, что учителю не удается, или то, что он не любит делать. Удавшееся “сверхположенное” постепенно переходит в увлечение, а увлеченный учитель – это же находка!
Надо только, чтобы учитель не только увлекался, но и что-то собой представлял. Я не люблю, когда учитель – только учитель. Чаще всего это человек ограниченный или просто зануда. Ну и что, что диплом, пусть даже красный. Это только стартовая площадка.
Учитель не только выдает информацию. Он не робот и не телеэкран. Он влияет на детей. Вернее, у него имеется такая возможность, которую он обязан реализовать. Как? Это будет зависеть от того, насколько он интересный человек. Как и что он говорит детям, что у него за душой, что он знает, кроме того, что преподает, как и насколько широко он мыслит, как оценивает жизнь и различные ее проявления, как у него с юмором, какие у него принципы, какие ассоциации, насколько глубоко он проникает в суть явлений, какие приводит примеры и вообще понятно ли он говорит, врет или говорит правду.
Я бы еще прибавил сюда, доброе ли у него сердце или злое, равнодушный он или внимательный, обязательный ли он человек или пустозвон и, наконец, умный он или не очень и есть ли у него искра Божия.
Надо интересоваться всем, во всяком случае многим. Кроме своего предмета. Или в своем предмете тоже еще и тем, что, как говорится, за страницами учебника.
Надо, независимо от специальности, интересоваться искусством, историей, краеведением, читать художественную литературу, классическую и современную, бывать в музеях и на выставках, ходить в театр, смотреть по телевизору не все подряд, а то, что оттачивает ум и облагораживает душу. И еще интересно, что же представляет собой ваш круг общения.
Я не максималист и понимаю, что для того, чтобы выполнить эту программу, нужно не только желание, но и время, условия, здоровье, деньги. А учителя – это главным образом учительницы, женщины, обремененные семьей и тяжким грузом забот.
И все-таки надо стремиться хотя бы постепенно и понемногу, по возможности, но обогащать свой внутренний мир, потому что речь идет не о хобби, а о профессиональном долге.
Недавно у меня был интересный разговор с моим другом, одним из ведущих театральных режиссеров – Петром Фоменко. Не задаваясь специальной целью, нечаянно я спровоцировал его на блестящее высказывание о том, что такое режиссер. Петр Наумович Фоменко принадлежит к славной когорте выпускников МГПИ 50-х годов, и когда мы собираемся, увлеченно и радостно поет: “Ведь мы не кто-нибудь, мы педагоги МГПИ”. Так вот, режиссер, как обьяснил мне мой замечательный друг, – это не просто автор, постановщик спектакля. Режиссер, ставя спектакль, проживает жизнь. И чем богаче его опыт, чем больше он прочитал, увидел, пережил, передумал и перечувствовал, чем глубже его мысль, чем зорче его зрение, чем содержательнее его ассоциации и воспоминания, тем основательнее и весомее возможности осуществить свой замысел и поставить спектакль. Режиссер ставит спектакль всей своей жизнью.
Слушая его, я мысленно заменял слово “режиссер” словом “учитель”. И все сходилось. Если к делу относиться серьезно.
Не нужно бояться светить отраженным светом. Главное – светить.
А может, я ломлюсь в открытую дверь? Убеждаю в том, в чем и убеждать не надо? Все согласны.
Увы, если бы это было так. На самом деле, встречаясь с учителями, и с молодыми тоже, мы нередко наталкиваемся на пустоту и отсутствие вкуса, лень и невежество.
Да и нынешнее время, характеризуемое цинично “все продается и все покупается”, не может не влиять на молодежь. Влияет.
В свою очередь, тот пусть небольшой, но все же жизненный опыт молодого учителя, то, как он воспитан и образован, то, что он ценит и что отвергает, тоже влияет на его работу в школе.
Ну а дальше? Дальше многое будет зависеть от того, в какую школу он попадет…
Семен БОГУСЛАВСКИЙ, директор 1274-й московской школы, кандидат педагогических наук
Скандал заказывали?
О чем думают все, а пишут единицы
Перефразируя известную мысль Льва Толстого на наш профессиональный язык, можно сказать, что “каждая счастливая школа счастлива одинаково; каждая несчастная – несчастлива по-своему”. Как учили нас на одном интересном предмете “Этика и психология семейной жизни”, профилактику здоровых отношений в семье ведут, изучая отрицательные примеры поведения членов семьи.
Школу можно сравнить с семьей. Если так, то на нее распространяются многие законы жизни и правила народной мудрости, как то: “В семье не без урода”, “Брак между родственниками нежелателен” и т.д. И гораздо больше пользы принесут этой семье сведения о том, что нельзя делать, чего следует остерегаться, где лучше перестраховаться, чем восторженные возгласы, доносящиеся из других гнезд о прелестях чужой жизни.
Проанализируйте спрос на материалы в педагогической прессе, рассказывающие о радостных фактах постройки новых школ где-нибудь в Помойске, удачной педагогической карьере Марии Ивановны Петровой, празднике родной школы в колонии усиленного режима. А затем сравните с читательским интересом к статьям о рукоприкладстве в каждой второй школе, о пьянстве педагогов, о половой жизни в средних классах. Сравнение будет явно не в пользу первых. Но вовсе не потому, что природа человеческого сознания падка на скандалы и дьявол стремится таким образом разложить святая святых – школу. Просто из сведений подобного рода любой уважающий себя педагог почерпнет предостережение от того, что может произойти, сигнал об опасности или, по крайней мере, узнает о том, о чем он не догадывался, не ведая и не веря.
Если есть газеты скандального плана, наряду с другими, всем известными, почему бы не посвятить хотя бы полосу или рубрику в педагогической периодике, вскрывающую некоторые деликатно умалчиваемые доселе материалы? Во всяком случае для тех, кто хочет читать об учителе только хорошее, создана целая газета (и она вам известна). Не надо думать, что информация подобного рода станет “сором из избы”, мы и не подозреваем порой, насколько актуальными являются проблемы школьной жизни, о которых в самих школах предпочитают не говорить.
Давайте посмотрим на самих себя, откроем другим глаза. Неужели у нас так все хорошо, что не стоит и говорить об этом?
Задумаемся над тем, как мы ведем себя на педсоветах! Мы, педагоги, привыкли к тому, чтобы слушали только нас, что мы, как правило, всегда правы; поэтому и своих коллег воспринимаем вполуха, но возмущаемся, когда они отвечают тем же.
Психология большинства людей такова, что им становится гораздо легче, когда они узнают про заурядность своих проблем и что великое множество их коллег сталкивается с теми же препятствиями и встает в тупик перед теми же вопросами. Применил в порыве гнева к ученику силу, вытолкал его с урока взашей? Конечно, подход грубый, непедагогичный, но если бы вы знали, сколько учителей прошли через это, сколько “педагогов года” умалчивают об этих фактах, на скольких блестящих преподавателей грозились подать в суд из-за “превышения своих полномочий”. Это не руководство к действию, ведь никто еще не начал ругаться бранными словами только из-за того, что этим грешил великий полководец или ученый. Это лишь констатация факта причастности к великому и пока неискоренимому греху.
Или такая ситуация: вы впали в немилость директора, зав.гороно, собственных коллег. Утешьтесь, так сплошь и рядом. Но просто понимать это мало, нужно еще и знать, как вели себя другие в сходной ситуации. Ведь очень часто мы глотаем незаслуженные обиды, за которые наши коллеги в порядке моральной компенсации отсудили себе кругленькие суммы.
Истина все-таки находится не в вине, а рождается в споре. Но не в той пародии на полемику, где все уже договорились и только изображают жаркую дискуссию, а в конце “находят” разумный компромисс и приходят к единодушному решению, продиктованному “неопределенно свыше”. Это не должен быть спор тщательно и заботливо отредактированных писем, после которых он становится похож на бой собак без зубов и когтей.
Приходит новый учитель, который во многом не согласен со старым поколением. Новая педагогическая формация должна получить право слова. И пусть это слово будет неудобоваримо для старых кадров, если молодо-зелено не право, то время само растворит эту пулю и решит, кто на самом деле имеет право на существование.
Обо всем этом думают все, говорят многие, пишут единицы. Так что прошу слова!
Доктор ФРАУС
Галерея
Конкурс “После звонка” завершился (итоги – в 32-м номере “УГ”), и наша “Галерея” пополнилась портретом победительницы – Валентины Семеновны Миллер, преподавателя педагогики Опочецкого педагогического колледжа, что на Псковщине. Учить будущих учителей – дело нелегкое. Но вот строки из сочинения-признания Кати Медведевой, ученицы Валентины Семеновны: “После Ваших уроков мне хочется быть лучше, чем я есть… Ведь учить – здорово, быть учеником – прекрасно. И почему этого иногда не замечаешь?”
Пожалуй, ради таких слов и стоит жить.
Комментарии