search
main
0

100 лет: все только начинается! Почему из школы уходят мужчины

До встречи с Валентиной Михайловной я нечасто задумывалась о том, как «листает» календарные годы школьный директор, какими вехами отпечатываются они в его памяти. Ну первое сентября, само собой, – начало. А потом что – День учителя, Новый год и Последний звонок? И так постоянно?.. Оказалось, все не так просто, школьный директор отмечает свои рабочие годы другими событиями, гораздо более значимыми и весомыми как для учеников с родителями, для учительского коллектива, так иногда и для всего своего родного города или поселка.

Директором школы №2 города Задонска Липецкой области Валентина Ручкина стала шесть лет назад, хотя ее история любви со школой гораздо старше. Валентина Михайловна родом из Задонска и с первого класса училась именно в этой школе. После десятого поступила в Липецкий пединститут на физико-математический факультет, по окончании год отработала в селе, а потом вернулась в свою родную школу. Начинала пионерской вожатой, затем назначили заместителем директора по воспитательной работе, потом – по учебно-воспитательной, можно сказать, прошла все ступени, а когда пригласили на должность директора, долго не раздумывала: «Наша школа такая замечательная, от себя не отпускает. Даже если уходишь, потом все равно хочется вернуться. Нам ведь в этом году исполняется 100 лет – вековой юбилей нашего прекрасного школьного здания! А вторая дата – 60 лет с того момента, как в этом здании расположилась школа №2».   Свою летопись здание второй школы начинает с 1912 года, с открытия здесь женской гимназии. Сегодня ученики собрали и обобщили большой исторический материал, посвященный школе и городу. Детские исторические альбомы, которые точнее будет назвать исследовательскими проектами, мне показали заместители директора Нина Николаевна Кобзева и Лидия Серафимовна Якушева. Один из самых интересных проектов называется «Историческое место школы №2 города Задонска в системе образования ХIХ –  начала ХХ века», автор – одиннадцатиклассник Севастьян Гришин (руководители проекта – учитель русского языка и литературы Ирина Викторовна Гришина, а также учитель истории и обществознания Светлана Леонидовна Козьякова). В работе – сведения о первых попечителях гимназии начиная с 1915 года, копии фотографий. Тогдашние выпускницы гимназии получали звание учительницы или наставницы по математике и русскому языку. Еще один проект – исследовательская работа Евгении Логвиновой об истории здания имения купца Галкина. Это второе, не менее известное светское историческое здание в Задонске, памятник архитектуры, тоже передано школе №2. Сегодня в обоих зданиях обучаются 698 детей. На самом видном месте – портретная галерея учеников и выпускников, проявивших себя в спорте, учебе, искусстве. Уже десять лет гимназия занимает первое место в круглогодичной районной спартакиаде школьников, в прошлом году стали лучшими в Липецкой области по организации спортивной работы. Десятиклассник Дмитрий Логвинов – победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады по физической культуре, еще трое ребят – призеры – тоже из этой школы. Директор с улыбкой говорит, что физкультура в школе – самый любимый предмет! «Значит, два ведущих профиля – история и физкультура?» – уточняю я. Оказывается, нет. Среди учеников – победители регионального этапа олимпиад по русскому языку и литературе, по обществознанию и другим предметам. А профили каждый год выбирают разные. В этом году один десятый класс  химико-биологический, другой – химико-физический, хотя в одиннадцатом все еще остается экономический профиль. Просто поняли, что юристов с экономистами явный переизбыток, поступить на эти специальности все труднее, соответственно решили вместе с родителями корректировать направления. Среди будущих первоклассников в школу №2 всегда очередь, но традиционно набирают только три класса, в этом сентябре приняли 86 детей. Вступительных испытаний, по словам директора, не проводят. До первого августа зачисляют всех проживающих в закрепленном за школой микрорайоне, потом на оставшиеся места берут остальных счастливчиков. Если бы позволяли метры классных комнат, запросто формировали бы четыре класса. Насчет вступительных испытаний. Еще совсем недавно в школе работал свой психолог: проводила вступительное тестирование с малышами и давала рекомендации родителям на лето, над чем поработать с ребенком. Отсева не было, а рекомендации были. Занималась с детьми в средней школе, со старшими ребятами тоже, находила прекрасный контакт с коллегами-учителями. Но появилось требование оптимизации штатного школьного расписания: пионерскую вожатую из штата вывели, социального педагога убрали, над психологом тоже завис дамоклов меч… И она перешла на другую работу. Между прочим, нисколько не потеряла ни в карьерном росте, ни уж тем более в заработной плате. Правда, из образования ушла, трудится в другой сфере. В школе психолога в штате тоже не осталось, ставку сократили…  – Валентина Михайловна, а сейчас в школе нужен психолог? – Я считаю, что да. Особенно для работы по новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые предполагают оценку достижений каждого ребенка. В этом классным руководителям необходима помощь. – Скажите, сколько сегодня получают в вашей школе учителя? – Меня, как руководителя, вопрос заработной платы очень волнует. То, что поставлена задача довести ее до средней по экономике в регионе, – это очень хорошо. Только делается это за счет внутренней оптимизации. Даже наш Алексей Овчинников, ставший в 2011-м победителем Всероссийского конкурса «Учитель года», говорил на встрече с Владимиром Путиным о том, что чтобы получить среднюю зарплату как в экономике, учитель должен вести не менее полутора ставок, почти 30 часов. Это очень неэффективно, потому что сказывается в первую очередь на учебном процессе. А ведь речь всего-то о 15 тысячах рублей! Потому что оклад по высшей категории составляет лишь 7460 рублей. Плюс надбавки за проверку тетрадей и классное руководство, и за 18 часов в неделю ты можешь получить максимум 10 тысяч рублей. Естественно, что я, как руководитель, должна быть заинтересована в увеличении заработной платы, но за счет чего? Получается, за счет увеличения нагрузки на педагога и за счет сокращения штатных единиц и количества учителей. – А как у вас распределяется стимулирующий фонд?  – У нас создана комиссия, в которую входят председатель профсоюзной организации, работники педколлектива и обслуживающего персонала, также председатель управляющего совета. До последнего времени этот совет у нас возглавляла Светлана Ивановна Огурцова – прекрасный человек, оказавшая помощь в решении очень многих вопросов в работе школы. Два раза в год мы сдаем оценочные листы по различным критериям, и по ним распределяется часть заработной платы, выплачиваемая ежемесячно в соответствии с начисленными баллами. Также мы оставляем резерв в стимулирующей части для оплаты работы, которая не входит в обычный круг обязанностей, то есть это какая-то срочная работа, или стимулирование по результатам полугодия, или за победы в конкурсах и олимпиадах.  Скромная учительская зарплата тянет за собой массу других проблем, о которых мы тоже говорили с директором. Самое первое следствие – уходят учителя-мужчины. За последние месяцы уволились двое: учитель информатики нашел более высокооплачиваемую работу, и на год взял академический отпуск учитель биологии и географии. Оба, по словам Валентины Михайловны, очень талантливые, в совершенстве владели информационными технологиями, помогали коллективу. Один вел сайт школы, помогал выпускать школьную газету. Другой организовывал все школьные вечера и дискотеки, был всеми любимым диджеем. Сейчас в школе осталось всего трое мужчин – учителя технологии и географии  и преподаватель-организатор ОБЖ, еще учитель музыки приходит из Дома школьника, но он ведет занятия по совместительству. А ведь весь педколлектив – 50 человек. – У нас большие планы. Мы разработали программу по информатизации образовательного процесса и профильному обучению детей в старшей школе. А сейчас работаем над программой «Школа бизнеса». Ведь у нас очень много проектов не только по истории и краеведению, но и по экономике. Дети разрабатывают бизнес-планы своих предприятий. – Это серьезные идеи? – И серьезные, и интересные, особенно по малому бизнесу. Небольшие молокозаводы, хлебозаводы, пекарни, гостиничный бизнес, даже была проектная работа по организации тату-салона! Дети, конечно, увлекаются, дают очень креативные названия… Защищают свои идеи, но дальше выхода не было. А мы хотим сделать логическое завершение – малый бизнес в своей школе. Наш район входит в туристско-рекреационную зону «Задонщина», и мы предполагаем направить деятельность детей в практическое русло. Разрабатываем бизнес-планы, хотим начать выпуск сувенирной продукции. В школе есть мастерская и замечательные учителя технологии Андрей Васильевич Логвинов и Елена Валерьевна Кучина. Она делает очень красивое лоскутное шитье и различные поделки из тканей, а он мастерски работает с деревом. Это поможет нам в выпуске, например,  сувениров. Мы думаем организовать такое предприятие, где директором, бухгалтером и другими сотрудниками будут сами ученики. Такой опыт им очень поможет во взрослой жизни.  Задонск, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте