Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Приглашение к разговору

10 вопросов директору школы

Годовая циклограмма работы руководителя московской образовательной организации
УГ - Москва, №47 от 19 ноября 2019. Читать номер
Автор:

Как известно, учебный год директора школы начинается задолго до 1 сентября. Вернее, у директора нет беспечных «каникул». Становясь директором, человек осознанно «прощается» со многими обычными для простого обывателя привычками, беря на себя огромную ответственность, которая заставляет его жить в режиме 24/7/365.

​В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять.
Иммануил Кант

Мы решили понаблюдать за жизнью директора обычной московской школы. Итак, 10 дней одного года (по аналогии с фильмом Михаила Ромма «Девять дней одного года»), из которых складывается школьная жизнь.

1 июля

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; путь опыта – это путь самый горький» (Конфуций).

Позади экзамены, очередной выпуск. Школа необычно притихла: дети разъехались на каникулы, учителя ушли в долгий отпуск. Директор тоже скоро отправится в отпуск, но мысли его только о школе… Ответственность настоящего директора зашкаливает. Может, многолетняя работа с детьми сделала его таким – 100 раз отмерить, прежде чем один раз отрезать? «Директор» в переводе с латинского «управляющий или руководитель». Какое слово из этих синонимов вам ближе? Все же, конечно, «директор»! Потому что оно вбирает в себя контроль, помощь, решения, проекты, управление, договоры, совещания, беседы…В общем, глаз да глаз! Но один в поле не воин. А значит, директор и управляет, и руководит вместе с профессиональной командой.

1 августа

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (Анри Барбюс).

Наверное, каждый директор любит август. Уже известно, куда поступили выпускники. Подведены итоги. Ремонт в разгаре: школа прихорашивается. Идет набор в первый класс, и не только в первый. Директор встречается с новыми людьми: учениками, учителями, родителями. Когда вы испытываете классное удовлетворение от работы? В каждой семье родители счастливы, когда дети обуты, одеты, сыты, учатся с удовольствием. В школе как в семье: если ребенок бежит с радостью в школу, не пропускает занятия без уважительной причины, участвует в конкурсах или делает проекты, если поступает в хороший вуз, если в школе для него созданы все условия, как материальные, так и профессиональные, учебные, – вот тогда я испытываю глубочайшее удовлетворение от работы. Тогда мне не стыдно смотреть в глаза маленьким москвичам и их родителям.

1 сентября

«Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле – и одно из самых эффективных» (Дейл Карнеги).

Долгожданная встреча соскучившихся ребят и уставших родителей с учителями, школой. Даете ли вы учителям домашнее задание на лето? Обязательно. Оно совсем необременительное – читать!

Вот, например, какие произведения литературы нашим педагогам были предложены для чтения этим летом.

Список книг для чтения летом
1. Дейл Карнеги. «Как перестать беспокоиться и начать жить».
2. У.Голдинг. «Повелитель мух».
3. П.Санаев. «Похороните меня за плинтусом».
4. Д.Стейнбек. «О мышах и людях».
5. Ч.Айтматов. «Белый пароход».
6. А.Иванов. «Географ глобус пропил».
7. Г.Полонский. «Доживем до понедельника».
8. Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
9. А.Макаренко. «Педагогическая поэма».
10. А.Алексин. «Безумная Евдокия».
11. Б.Кауфман. «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
12. Д.Тартт. «Маленький друг».

Согласитесь, читая, мы интересны не только другим, но и себе в первую очередь. Я очень люблю обсуждать с учителями (не только, кстати, словесниками) и новинки литературы, и «бабушкины» книги. И жанры мне интересны разные: мемуары, приключения… Бывает потом полезно вспомнить психологию общения, разбудить задремавшее чувство сострадания…

1 ноября

«Уча других, мы учимся сами» (Сенека).

Директор – марафонец, который должен рассчитать силы, физические, душевные, эмоциональные. И вот первая маленькая переменка, чтобы остановиться, оглянуться, – осенние каникулы. И переключиться, потому что любой отдых – смена деятельности. Что вы больше всего цените в человеке? Нежелание стоять на месте и довольствоваться малым, активную гражданскую позицию. Мне очень близок жизненный девиз Сани Григорьева, героя романа Вениамина Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Легче всего отчитать урок, запереть кабинет и уйти домой. Но школа – сообщающийся сосуд: чем больше мы отдаем, тем больше получаем. Школа – непрерывное образование и воспитание не только детей, но и тех, кто в ней работает.

1 января

«Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость» (Жан-Жак Руссо).

У всех людей один Новый год, у нас – два! Календарный Новый год как водораздел. А учебный год только набирает обороты. Какой ученик вам более интересен – отличник, троечник, неудачник, озорник? Конечно, с отличником проще – он приходит смотивированным, нацеленным на учебу. Я уважаю таких целеустремленных ребят. Но себя уважаю, когда удается из неуверенного в себе птенца вырастить гордую птицу. Когда поменявший до нас много школ ребенок начинает с радостью открывать для себя мир знаний. Никогда не вешаю ярлыков, потому что это аморально. В нашей школе мы видим и слышим каждого ребенка.

1 марта

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» (Джон Дьюи).

Чего боитесь больше всего в работе? Рутины, топтания на месте, нежелания как детей, так и педагогов использовать новые технологии, погружаться в новые проекты. Только вперед! Помните у Александра Твардовского: «Страшно было? Как когда. Много раз ходил в атаку? Да, случалось иногда». Мы, конечно, не в атаку идем, но, по словам Александра Солженицына, «мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас».

1 апреля

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Незаметно сошел снег. Город просыпается. И как люди умываются по утрам, приводя себя в порядок, так и мы должны привести в порядок место, где учимся и живем. Субботники – возможность признаться в любви Москве! Самый страшный сон, связанный с работой? Учителям часто снится, будто они не могут справиться с классом: крики, шум, непослушание. А для меня самый страшный сон – тишина в школе: захожу в здание, а в нем нет детей. Ни одного. Это теперь здесь обучаются несколько тысяч ребят. Это сейчас в нашу школу хотят многие прийти учиться, а было время, когда она простаивала полупустая. А сегодня к нам едут со всех концов Москвы: у нас интересно, разнообразие профилей, много проектов…Но все же этот сон иногда повторяется. Я его не гоню, но конец теперь другой: коридоры, наполненные громкими ребячьими голосами.

1 июня

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогами» (Сенека).

Экзамены – самая ответственная пора. Государство принимает нашу работу: как говорится, чему научили, то и получили. Без преувеличения, в наших руках – судьба человека. Но, к счастью, в школе работают творческие профессионалы, которых Бог наградил талантом учить, понимать. Что для вас отдых? Умение переключаться с одной задачи на другую. Поиск новых проектов. Чтение интересных книг. Встречи с новыми людьми. Короткие путешествия. И неизбывная забота о школе. Всегда.

30 июня

«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (Михаил Светлов).

Почему учителей в школу следует отбирать, а учеников набирать? Мы никогда при приеме детей не устраиваем прослушивания, экзамены, тестирования в нашей школе. Мы уверены: можно научить всех, кто хочет учиться. В нашей школе особая атмосфера взаимоуважения. Для учителя важен педагогический азарт, а не циркуляры и уроки по методичкам. Для ученика – профессионализм учителя, материальная база, атмосфера доверия. Все, кто работает у нас или учится, любят нашу школу, гордятся ее историей. У нас много династий как среди учителей, так и среди детей. А ведь это о многом говорит.

1 июля

«Я б в директора пошел… Пусть меня научат» (по Владимиру Маяковскому).

Конечно, такой фразы нет в знаменитом стихотворении поэта «Кем быть?», но очень напрашивается 10‑й вопрос: где учат на директора? Почему? Потому что со стороны кажется, что все делается само собой. Но за этой кажущейся легкостью – бессонные ночи и горы прочитанных книг, слезы отчаяния и радости, непрестанная учеба и опыт других. Потому что мы должны «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант» (Василий Сухомлинский). Потому что в наших руках – будущее каждого ребенка и страны. Потому что школа держится в том числе доверием родителей и детей.

Итак, очередной учебный год позади. Все намеченные мероприятия выполнены. Но впереди столько нового и интересного. И отдыхать, кажется, без звонков и детского гомона неинтересно. И опять директор начинает торопить время и с нетерпением ждать 1 сентября… До новых встреч?! «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете» (Конфуций).

На вопросы Анастасии МАСЛОВОЙ, ученицы 11‑го класса школы №1231 имени В.Д. Поленова, отвечала директор школы №1231 Виктория Викторовна Тиунова 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt