search
main
0

​Светлана Чупшева, Москва: Что мешает нам перестроиться?

Начался учебный год, и многие родители столкнулись с тем, что их дети будут учиться во вторую смену. Ладно, если школа близко, а если ребенка надо возить в школу? Падает успеваемость, путается расписание дополнительных занятий, старшеклассники…

…возвращаются домой чуть ли не позже родителей, уроки делают ночью. Обед в этом графике и вовсе теряется. Не учение, а мучение для всей семьи.
Конечно, хочется уберечь наших детей от вторых смен. Но как, если число школьников ежегодно растет и к 2024 году превысит 18 млн человек? Столько новых школ не построишь (хотя они строятся: только за два прошедших года правительство потратило на это 70 млрд рублей, появилось около 160 тыс. новых мест), да еще и существующие все больше изнашиваются. На сегодняшний день более 50% требуют капитального ремонта, а 16 % находятся в аварийном состоянии.
По сравнению с этими пугающими цифрами, меркнет проблема устаревшей унылой коридорно-кабинетной системы, хотя и ее никто не отменяет. В то время как современные подходы к образованию диктуют необходимость создания многофункционального образовательного пространства, наши дети – за неимением лучшего – продолжают учиться в зданиях типовой постройки советских времен. А ведь детям нужны не только классы, но и коворкинги, лаборатории, мастерские, места для игр и общения. Именно среда – и это подтверждают исследования – во многом формирует результаты и достижения школьников.
Что мешает нам перестроиться? И в буквальном, и в метафорическом смысле.
Прежде всего это обилие зачастую устаревших, избыточных правовых норм, СанПиНов. В действующей правовой среде реконструкция или строительство новой школы невозможна на 80% земель! Мы подошли к вопросу комплексно: провели натурные медицинские и лабораторные исследования, получили заключение НИИ Роспротребнадзора по вопросам ориентации школ по сторонам света, инсоляции, воздухообмена и т.п., проанализировали европейские нормы и т.д. Оказалось, что, например, ориентация школы по сторонам света никак не влияет на здоровье и безопасность детей. Так почему не разрешить ориентацию классов на все стороны света при строительстве и реконструкции? Показатели инсоляции – при грамотном современном искусственном освещении – также никак не воздействуют на ребят. И таких требующих пересмотра санитарно-эпидемиологических нормативов оказалось немало. Мало того, что они препятствуют строительству удобных и доступных школ, так еще и приводят к существенным экономическим убыткам при строительстве и реконструкции.
Мы проанализировали уже имеющийся опыт успешной и экономически эффективной реконструкции школ в Москве, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и предлагаем разработать типовые проекты строительства и реконструкции с учетом самых современных требований к образовательной среде. Например, в гимназии №9 Екатеринбурга, которую мы часто приводим теперь в пример, по результатам умной реконструкции вместимость школы увеличена практически в два раза – с 500 до 930 мест, появились дополнительные кабинеты, большой обеденный зал, хореографический зал. И самое главное – дети теперь учатся в одну смену и прочно держат первенство на предметных олимпиадах.  Казалось бы – здание, стены! А какое влияние оказывают эти стены на образовательный процесс и его результаты.
На пути изменений, которые мы инициировали в рамках большого проекта «Школа 2025», уже многое сделано. Сняты ограничения по ориентации учебных помещений по сторонам света, разрешено возведение школ до 5 этажей включительно с размещением учебных помещений 7-11 классов на 4 и 5 этажах. Даже два этих изменения дают большие возможности при строительстве и реконструкции школ, но мы продолжаем комплексную работу по пересмотру и корректировке устаревших норм. Наш проект поддержали уже 45 глав регионов. Ведь все понимают, что решать проблему надо, и хотят работать вместе.
Мы также готовы вместе с Министерством строительства и ЖКХ, экспертами разработать типовые проекты школ разной вместимости, рекомендации по выбору земельных участков, рекомендации по строительству в городах, в сельской местности.
Мы верим, что это даст толчок к появлению новых школ, которые будут находиться рядом с домом, отвечать всем требованиям безопасности, соответствовать современным вызовам, а главное – нравиться нашим детям.
Об авторе:

 

Светлана Витальевна Чупшева – генеральный директор Агенства стратегических инициатив

 

Фото АСИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте