Между физическим воспитанием и состоянием здоровья современных школьников есть тесная связь. Причины повышенной заболеваемости – усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, пассивный отдых. Особенно тревожная ситуация в подростковом возрасте. Они легко простужаются при смене температуры, при сквозняках, растет количество подростков с хроническими заболеваниями.
Оценку здоровья проводят по двум признакам:- социальный: как мера трудоспособности, социальной активности;- личностный: как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами.Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышение работоспособности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.Одно из основных физиолого-педагогических требований урока физической культуры состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении тренировочный эффект заключается прежде всего в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам.Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или превышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки. Выбирая величину пороговой нагрузки, следует учитывать функциональные возможности организма, возраст и пол школьников. Одна и та же нагрузка может быть выше или ниже пороговой для школьников разного возраста (младший, средний, старший) и разного пола. Для решения различных задач урока величина пороговых нагрузок также должна быть различной.На уроке физической культуры физиологическое обоснование нагрузок прежде всего обусловлено необходимостью изучения двигательной деятельности на уроке с учетом интенсивности нагрузок и времени их выполнения, а также оценкой функционального состояния организма в ответ на эти нагрузки. Исходя из этих основных положений, в настоящее время общепринятой является структура урока физической культуры, состоящая из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Продолжительность каждой части урока должна определяться направленностью и характером учебной деятельности, возрастом и полом школьников, их физическим и функциональным развитием. В общеобразовательных школах в соответствии с существующими рекомендациями по проведению урока физической культуры время его каждой части довольно четко регламентировано.Подготовительная часть урока продолжительностью 8-10 минут включает ходьбу с построением, бег со средней скоростью и выполнение упражнений. Основная часть урока продолжительностью около 30 минут включает бег, ходьбу, прыжки в длину и высоту и направлена прежде всего на развитие быстроты и выносливости. Решение наиболее сложных задач – в основной части, реализация воспитательной, оздоровительной задач. Физиологический интерес состоит в том, что в этой части урока следует ожидать наиболее выраженных функциональных изменений, развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирования и поддержания хорошей осанки, закаливания организма.Заключительная часть урока (5-7 мин.) включает ходьбу, прыжки на двух и одной ноге, бег со средней скоростью, ходьбу с глубоким дыханием. Все упражнения в этой части урока должны выполняться в замедленном темпе, способствуя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активизации восстановительных процессов. Заключительная часть урока должна способствовать постепенному переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму школьника.Сергей ЛУГОВОЙ, учитель физической культуры школы №1106
Комментарии