Школа и детский сад – два важных звена в целой системе образования. И поэтому успехи любого первоклассника во многом зависят от качества знаний и умений, которые он получил ранее, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности, его физической подготовленности.
Поступление в школу – ответственный и сложный момент в жизни ребенка как в социально-психологическом, так и в физиологическом отношении. Коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят серьезные занятия, которые становятся главными.Помочь малышу плавно, безболезненно стать школьником – особо важная проблема. От степени подготовленности зависит дальнейшее физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей.Система образования реформируется, происходят большие перемены, нужна преемственность между дошкольным воспитанием и школьным. Детский сад теперь первая его ступень, фундамент.Если процесс адаптации ребенка к школе проходит достаточно успешно, то он чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, как следствие его учеба складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе.Преемственность дошкольного и начального образования способствует координации взаимодействия между педагогическими коллективами первого и второго звена, а также их родителями. Такой точки зрения придерживаются педагогические коллективы во главе с директором школы имени В.М.Комарова Еленой Афанасьевой и заведующей детским садом «Ласточка» Эллоной Забудько.Содружество, взаимодействие того и другого звеньев позволяют наладить преемственность дошкольного и начального школьного образования. В чем состоит взаимодействие педагогов? Они устраивают совместные педсоветы, круглые столы, которые проводят методисты Елена Захарова и старший воспитатель Татьяна Щипанова, а также завуч начальной школы Юлия Михеева, обсуждают совместные планы, новые формы работы. В единый методический день происходит взаимное посещение занятий в детском саду и открытых уроков в школе. В результате таких тесных контактов и достигается взаимопонимание. Воспитатели более отчетливо видят школьные требования и свои задачи в подготовке своих питомцев к учебе. Учителя в свою очередь стали глубже вникать в содержание и методы работы воспитателей.Стали постоянными встречи малышей подготовительных групп и первоклассников. Надо видеть, с какой гордостью и серьезностью ребята из начальных классов показывают младшим друзьям свое житье-бытье. Они проводят с малышами экскурсии по школе, заходят в библиотеку, спортивный зал, бассейн, столовую. И гости, и хозяева занимаются с удовольствием в кружке «Город мастеров». Здесь первоклассники изготовляют различные поделки и дарят их маленьким друзьям. Те и другие участвуют в совместной работе над проектами «Школьники и дошколята – дружные ребята», «Сделаем наш мир красивее». Тем и другим нравятся совместные праздники – Рождественские чтения, День защиты детей. А еще дошколята ходят в кружок «Подготовишка». Они просят повести их в школу, потому что их там ждут, им там уютно.По традиции в конце учебного года состоится общее родительское собрание «Скоро в школу», на котором присутствуют учителя, воспитатели подготовительных групп, специалистов детского сада.Сравнительный анализ детсадовской программы «От рождения до школы» – ее раздела «Физическое развитие» – и школьной «Планета знаний» – раздела «Физическое воспитание в первом классе» – показал, что задачи физического развития в детском саду соответствуют школьным требованиям. Много лет мы сотрудничаем с учителем физкультуры школы имени В.М.Комарова Людмилой Левченко. Нам с нею удалось выбрать наиболее эффективные и ставшие традиционными формы занятий.В школьном спортивном зале ежегодно организуется совместный урок физкультуры, где ребята вместе выполняют общеразвивающие упражнения, участвуют в эстафетах и подвижных играх. Школьники наносят ответный визит в детский сад. Для первоклассников это возможность выступить в роли наставников и показать им свои знания и умения. Они участвуют в игре «Зимние забавы». Мы не делим детей на команды школьников и дошкольников, а создаем общие.
Новые взгляды, новые требования к воспитанию и обучению требуют нового подхода к развитию преемственности от детского сада к школе. В Звездном городке это поняли давно, и наши малыши, покидая детсад, идут в школу с удовольствием.
Наталья ШАШКОВА, инструктор по физической культуре детского сада, Звездный городок, Московская область
Комментарии