search
main
0

​Работа над бюджетом начинается. Событие недели

Совет Федерации намерен добиться увеличения расходов федерального бюджета на строительство новых школ.Состояние сельских школ справедливо вызывает озабоченность, есть немало учебных заведений, материальная база которых не соответствует современным требованиям, заявила председатель палаты Валентина Матвиенко по итогам обсуждения этих вопросов в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации.В первую очередь, отметила она, школы – это ответственность муниципальных и региональных органов власти. Вместе с тем федеральный центр тоже не должен оставаться в стороне: «Запущена программа софинансирования строительства новых школ, в бюджете на следующую трехлетку предусмотрены соответствующие средства. Сенаторы будут добиваться увеличения расходов федерального бюджета на эти цели».Пока проект бюджета на 2018-2020 годы, внесенный в Думу правительством, предполагает выделение средств в прежних объемах – по 25 млрд рублей в год.Удастся ли кардинально увеличить эту сумму в ходе трех чтений законопроекта в Думе?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта:- Депутаты Госдумы с осени 2016 года активно предлагают увеличить расходы на строительство школ в рамках работы над бюджетом. В предыдущую парламентскую сессию мы также обратились с этим вопросом к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, так как считаем, что нынешний темп строительства новых школ не позволяет решить задачу создания современных образовательных учреждений, работающих в одну смену и обеспечивающих потребности в качественном школьном образовании для всех детей школьного возраста независимо от места их проживания.Это подтверждает и мониторинг ОНФ, который показал, что 25 млрд рублей, выделенные в прошлом году 56 субъектам на создание новых мест в школах, были успешно освоены только в 70% регионов. Правда, как выяснили активисты Народного фронта, не все из них отвечают современным требованиям организации учебного процесса – где-то некачественно сделан ремонт, где-то не создана доступная среда для детей-инвалидов, а где-то обнаружены нарушения СанПиН. Тот факт, что состояние школьных зданий остается одной из наиболее острых проблем, подтверждает и опрос более 3,5 тыс. родителей. Почти 10% опрошенных считают, что школа, в которой учится их ребенок, требует капитального ремонта, а 1% и вовсе считают здание школы аварийным. Поэтому важно, чтобы программа предусматривала возможность расходовать выделенные средства на реконструкцию существующих зданий.Создание новых мест в школах было заявлено как стратегический проект Правительства РФ в области образования, поэтому мы будем продолжать осуществлять его контроль силами активистов ОНФ и местных граждан. Реализация программы строительства новых школ – это реальная забота о будущем государства, о нашем подрастающем поколении, показывающая, что школьное образование находится в списке приоритетов руководства нашей страны.Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:- В 2016 году 14% школьных зданий находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта. По данным Минобрнауки России, более 2700 школ не имеют канализации или центрального отопления. Кроме того, около 23% школьников занимаются во вторую или третью смену. Соответственно вопрос состоит в том, ремонтировать ли старые школы, обеспечивая их необходимыми видами благоустройства, или строить новые. Во многих случаях более рациональной политикой было бы строить новые здания, а не пытаться довести «до ума» старые.Что касается бюджетных возможностей, то здесь есть серьезные проблемы. Субъекты Федерации в следующем году не потянут такие стройки – им предстоит решать задачи по заработной плате педагогических работников, врачей, медсестер и многих других. Именно поэтому речь идет о федеральном бюджете. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту расходы на общее (школьное) образование в 2018 году в федеральном бюджете должны увеличиться по сравнению с нынешним годом на 14,8% в номинальном выражении. Это довольно большой рост. Расходы по другим уровням образования растут либо значительно меньше, либо вообще падают. Поэтому брать надо из других статей – здравоохранения, культуры, социальной защиты и т. п., а их там тоже не хватает. Можно, конечно, сократить расходы на оборону, но их и так уже урезали. По большому счету денег взять неоткуда. Тем более что начатые стройки, если не будут закончены в 2018‑м, могут превратиться в долгострой: в 2019‑2020 гг. с расходами на образование дело обстоит еще хуже.Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:- Сложность ситуации заключается в том, что потребность в новых школах сильно дифференцирована по регионам. В некоторых регионах, например Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа, высокая рождаемость и слабое развитие инфраструктуры, нередко дети учатся в две, иногда даже в три смены. Наполняемость классов тоже высокая. Это снижает возможности для дополнительных занятий, проведения общешкольных мероприятий, организации интересной школьной жизни. Однако бюджетная обеспеченность этих регионов тоже низкая, многие из них, особенно в Северо-Кавказском федеральном округе, относятся к группе дотационных, поэтому своих средств на строительство школ недостаточно. В этой ситуации помощь федерального бюджета критически важна для выравнивания условий обучения и развития детей, создания единого образовательного пространства. Без серьезной помощи со стороны федерального бюджета этим регионам не справиться. При этом следует подчеркнуть, что если такая помощь будет оказана и расходы на эти цели в федеральном бюджете увеличены, то абсолютно необходимо обеспечить прозрачность и целевой характер использования средств. Нужен не только государственный, но и общественный контроль за строительством – за соблюдением его сроков, качества и безопасности.Сергей СЕДЫХ, директор лицея №5, Воронеж:- Думаю, что такие предложения должны пройти, вопрос действительно насущный. С детскими садами проблема фактически решена. Например, в Воронеже количество мест увеличилось в разы. Со школами проблема остается серьезной, тем более, как сказал президент, все школы должны работать в одну смену. А для этого надо увеличивать количество школьных зданий. Поэтому, думаю, к словам председателя Совета Федерации должны прислушаться и предусмотреть увеличение средств на строительство.Но есть еще один очень серьезный вопрос, требующий решения. У нас большинство школ построено в советские годы, по проекту в них один спортивный зал, максимум два, второй маленький и используется для начальной школы. После введения третьего урока физкультуры в одном спортзале вынуждены заниматься одновременно три-четыре класса. Ни о каком оздоровлении в такой ситуации речи быть не может! Наоборот, можно говорить лишь о росте травматизма и об издевательстве над детьми. Поэтому, если бы предложили не только новые школы построить, но и пристроить новые спортивные залы к имеющимся зданиям, это было бы очень актуально.Светлана САВИЦКАЯ, директор лицея №40, Петрозаводск, Карелия:- У меня нет никаких сомнений, что общество сегодня понимает необходимость строительства новых школ. Разве можно принять, что вторая или даже третья смена в школе – это норма? Нет, конечно. Дети, которые учатся в школе, взрослые, которые там работают, безусловно, достойны того, чтобы приходить в современные и комфортные учреждения. Родители не должны возить в школы своих детей далеко от дома из-за того, что мест в школе поблизости нет. Еще один аспект, который может быть не виден людям, не работающим в сфере образования, но очень понятен руководителям школ, – это нормы СанПиН, которые требуют светлых помещений, просторных классов, достаточного количества спортивных, актовых залов и прочего, прочего… Наши школы, построенные 30, 40, 50 и более лет назад, конечно, не соответствуют этим нормам. Уверена, что предложение сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко будет поддержано.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте