Знаменитые слова Яна Амоса Коменского, педагога-гуманиста XVI века, основоположника научной педагогики, актуальны и сегодня, когда трендами современного образования стали педагогика сотрудничества и социальное обучение. Главный принцип этих направлений – взаимодействие обучающихся, развитие у них умения учиться друг у друга. Такое обучение невозможно без партнерских отношений, которые формируются между учащимися, а также между учебным коллективом и педагогом.
Помощь в раскрытии новых возможностей учебного сотрудничества в практике общего образования оказывает запущенный в 2016 году Департаментом образования города Москвы проект «Кружок от чемпиона». Главная его цель – развитие олимпиадного движения в школах.Школа №167 имени маршала Л.А.Говорова присоединилась к проекту в сентябре 2017‑го и за минувший год смогла оценить его образовательный и социализирующий потенциал. Учащиеся школы записывались в кружки по биологии, экологии, химии, физике, информатике, географии, обществознанию и праву, чтобы овладеть навыками и, конечно, узнать секреты чемпионов, которые совсем недавно стали победителями всероссийских олимпиад.Ребята общаются в таких кружках на равных, ведь чемпионы немногим старше их самих. Это с первого занятия позволяет выстроить партнерские отношения между участниками. Даже неуверенные в себе ребята обретают внутреннюю мотивацию, чувствуют поддержку. Обучение становится осмысленным: школьники сами намечают и определяют цели в работе, получают возможность развивать собственные творческие, профессиональные интересы, более внимательно относятся к динамике своего развития, чувствуют ответственность за его результат.Учитель также включается в новую практику партнерских отношений: закладывает базовые знания, но при этом ориентируется на опыт олимпиадной подготовки, которым делится ведущий кружок чемпион, корректирует систему работы.Конечно, при таком процессе обучения используются специально созданные виртуальные сообщества (у наших кружков от чемпионов это группы ВКонтакте), в которых общаются не только школьники и преподаватель-чемпион, но и учитель. Обсуждение материала в таких группах способствует его лучшему усвоению, обеспечивает принцип обратной связи между участниками.Для преподавателя-чемпиона этот проект не только возможность продемонстрировать владение предметными компетенциями, но и опыт общения, практика передачи знаний будущим чемпионам.А что же родители? Задача школы – убедить родителей, что кружки от чемпионов не дополнительная нагрузка на их плечи, а уникальная возможность для их детей пообщаться с мотивированными, талантливыми ребятами, которые для них могут стать отличным примером. Справедливости ради нужно отметить, что, как только школьник приходит с первой встречи кружка от чемпиона, родительская тревога сразу пропадает.Путь к участию в олимпиаде – трудная и долгая дорога, которую осилит идущий – тот, кто проявляет трудолюбие и целеустремленность, кто готов проводить исследования и защищать проекты. Эта работа не обязательно приведет ученика к победе, но точно даст значимый личностный результат. Школьная жизнь закончится, а уникальный опыт, умение работать в команде, использовать знания для решения новых задач – все это останется.
«Без примера ничему не выучишься», – говорил прославленный педагог XVI века, и для наших ребят такими достойными примерами стали ведущие школьные кружки недавние победители чемпионатов и олимпиад.
Юлия ЯКОВЛЕВА, учитель истории и обществознания школы №167 имени маршала Л.А.Говорова
Комментарии