Наверняка, вспоминая Беллу Ахмадулину в день ее рождения 10 апреля, почитатели поэта прежде всего обратятся к стихам. У меня же настоящее знакомство с творчеством Беллы Ахатовны состоялось, когда я посмотрел короткометражный художественный фильм «Стюардесса» по ее сценарию к рассказу Юрия Нагибина. Фильм длится всего 31 минуту. Несмотря на такую продолжительность, фильм перенасыщен прекрасными актерами: главные роли — Алла Демидова и Георгий Жженов, а также — Владимир Этуш, Иван Рыжов, Евгений Евстигнеев. Режиссеры — Владимир Краснопольский и Валерий Усков.
Алла Демидова здесь еще совсем не та, которую мы знаем сейчас. Она — милая стюардесса Ольга Ивановна, которая борется со своим страхом полетов на самолете, терпит капризы пассажиров. А пассажиров как раз и играют вышеперечисленные актеры. Кто-то из них пьян, кто-то навязчив, у кого-то багаж — люстра, у другого — детские игрушки. С симпатией и сочувствием мы смотрим на Ольгу Ивановну глазами пассажира-писателя, которого играет Георгий Жженов. Он не понимает, зачем тихой сотруднице библиотечного института становиться стюардессой, да еще боясь при этом полетов почти до обморока.
Ответ оказался прост и прекрасен — любовь. Рейс этого самолета — на Крайний Север, где в дальней геологической экспедиции работает любимый человек Ольги Ивановны. И она, прилетая на заснеженный аэродром, несколько минут проводит с ним.
Второй фильм — «Чистые пруды», поставленный по сценарию Беллы Ахмадулиной, опять же в творческом союзе с тогдашним мужем Юрием Нагибиным, посвящен войне. Хотя большую часть времени мы видим довоенную Москву, четырех героев-школьников. Потому что самое главное — это их дружба. Все остальное — обстоятельства, в которых дружба живет. Даже когда главный герой Сергей получает известие о гибели на фронте двух своих друзей. Он все равно, как договорились, пойдет встречаться с ними через двадцать лет на Чистых прудах.
В фильме есть две песни на стихи Беллы Ахмадулиной. Одну из них я раньше слышал в исполнении Майи Кристалинской, но даже не догадывался, кто автор стихов:
Не прошу ничего, не прошу ничего.
Мне не надо ни счастья, ни славы…
Лишь бы знать, что всегда у плеча моего
Два товарища — слева, и справа…
За кадром Белла Ахмадулина читает несколько своих стихотворений. Ее стихами и заканчивается фильм:
Пока чисты вы, Чистые пруды,
Движенью не дано остановиться.
И чистое сияние воды
Вовеки отражает эти лица.
Теперь и вечно, волею рассвета,
В чертах Москвы восходят их черты
Так быть должно, и так и будет это.
Дышу Москвою чисто и пристрастно
И утверждаю даже в час беды,
Что жизнь и бесконечна, и прекрасна!
Наверняка многие вспомнят молодую журналистку, которая берет интервью в больнице у главного героя в фильме «Живет такой парень». Это первая актерская работа Беллы Ахатовны. Вторая — в фильме Элема Климова «Спорт, спорт, спорт». Хотя здесь Белла Ахмадулина никого не играет, а просто высказывается о спорте и читает стихи.
Вообще говоря, ее стихотворения очень популярны в кинематографе. Они звучат в фильмах «Застава Ильича», «Ключ без права передачи», «Служебный роман». Песни из фильмов на стихи Беллы Ахмадулиной известны абсолютному большинству. Это «По улице моей» в исполнении Аллы Пугачевой из «Иронии судьбы, или С легким паром!», в ее же исполнении и с ее музыкой «Пришла и говорю» из одноименного фильма, три песни из «Жестокого романса» Эльдара Рязанова в исполнении Валентины Пономаревой.
Есть менее известная песня «Цирк» из фильма «Старомодная комедия» на музыку Микаэла Таривердиева. Ее поет Алиса Фрейндлих. И песня «Не уделяй мне много времени» из кинофильма «Милый, дорогой, любимый, единственный».
А еще я регулярно, как раз в апреле, в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой слушаю три стихотворения Беллы Ахмадулиной, положенные на музыку Верой Евушкиной. Вера Евушкина приезжает на свой день рождения в Москву из деревни Липовка Рязанской области и вместе с Еленой Фроловой радует постоянных зрителей театра прекрасным прочтением-пропеванием высококлассной поэзии.
Объединяясь на один вечер в году в дуэт «ВерЛен», Вера и Елена обязательно исполняют «Мазурку Шопена», «Мальчик-Дождь» (из поэмы «Сказка о Дожде») и «Свечу».
Всего-то — чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро…
Зрители в этот вечер мысленно переносятся в те времена, когда настоящие поэты читали настоящие стихи в переполненном Политехническом, и очень многие в кино ходили не за развлечением, а за откровением.
Фото автора и сайта
Комментарии