search
main
0

​Не сравнивайте зеленое с квадратным. Записки Виктора Болотова

В последнее время о рейтингах и мониторингах не говорят и не пишут только ленивые. Не спорю, вопрос важный: обозначен в законе об образовании, в «дорожных картах». Подобных исследований нынче проводится много. Есть знаменитый рейтинг Топ-500. В рамках проекта «Лучшие школы России: рейтинги и мониторинги» агентство РИА «Новости» провело исследование «Рейтинг школ повышенного уровня РФ-2013» – итоги подвели в конце минувшей недели, проанализировав ситуацию более чем в 40 регионах. В субъектах Федерации выстраивают свои местные рейтинги. Вопрос лишь в том, какие показатели принимать за меру вещей. К сожалению, чаще всего при проведении исследований организаторы ориентируются на результаты единого государственного экзамена.

Почему это должно настораживать? Да потому что если ставить во главу угла показатели ЕГЭ, то наказывать зачастую приходится невиновных, а награждать – непричастных. Возьмем, например, гимназию в центре города.  Детей, самых лучших, подготовленных, везут сюда со всех районов – близких и дальних. У родителей, как правило, высшее образование, хорошая работа,  дома есть и компьютеры, и роскошные библиотеки. А теперь сравним это элитное учебное заведение со школой где-нибудь на неблагополучной  окраине. Здесь и неполных семей больше, и вообще социально-экономический статус родителей несколько иной. Средние баллы ЕГЭ, конечно же, несопоставимы: 80-85 в гимназии против 40 в спальном микрорайоне. Но на самом деле совершенно непонятно, какая из этих школ работает качественнее.  Может быть,  поощрения как раз куда больше достоин педагогический коллектив, который в сложнейших условиях, не благодаря, а вопреки, все же выходит на свой крепкий «сороковой рубеж».  А гимназию с ее 85 баллами, возможно, хвалить-то и не за что: лучшие преподаватели учат отборных детей, а до порога в 90 баллов недотягивают. Когда стали известны результаты наделавшего столько шуму рейтинга Топ-500, некоторые руководители образования субъектов Федерации сетовали, мол, почему у нас в этот заветный список всего одна школа попала, любой ценой надо добиться, чтобы их там было хотя бы три. Друзья, но ведь попасть в Топ-500 проще простого! Выберите крепкое учреждение,  выгоните из него всех двоечников и троечников, которые в перспективе не покажут высокий балл ЕГЭ, соберите под одной крышей всех олимпиадников, и вот вам, пожалуйста, школа из  Топ-500. Только  чего вы этим добьетесь, что докажете? Какие уникальные практики реализует эта школа и можно ли ее опыт тиражировать и использовать в ином контексте?  Факт остается фактом: большинство рейтингов и мониторингов в России пока что организуются не очень грамотно. И абсолютно точно, что никаких управленческих решений по итогам этих исследований принимать нельзя. Ни в отношении образовательного учреждения, ни тем более в отношении учителя. Необходимо, конечно же, учитывать контекстные показатели. Тот же социально-экономический статус семьи, например. И еще множество дополнительных факторов. И прежде всего подобное надо сравнивать с подобным: гимназии-тяжеловесы школам «легкого веса» не соперники, и бессмысленно сравнивать зеленое с квадратным.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте