С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею? Считаю, что дошкольный уровень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста – игра. Моделируя разнообразные ситуации, педагог дает возможность ребенку познать окружающий мир, приобрести собственный опыт. Воображение и фантазия, сильно развитые в этом возрасте, помогают ребенку представлять события прошлого, а значит, осваивать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Необходима также исследовательская и проектная деятельность с детьми раннего возраста.Одной из интересных и эффективных форм работы является создание мини-музея, который может располагаться как в холлах, так и в группах. Он позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Его экспонаты пригодятся для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет здесь может подсказать тему для интересного разговора.Задачи мини-музея – обогащение предметно-развивающей среды, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, проектно-исследовательских умений и навыков. Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.Работа в мини-музее строится по общепринятым принципам:1. Наглядность.2. Учет возрастных особенностей.3. Активность детей в усвоении музейного наследия.Тематика может быть самой разной. В холлах дошкольных групп нашей школы организованы, к примеру, мини-музеи «Ложки», «Музыкальные инструменты», «Игрушки из «Союзмультфильма» и другие. А в самих группах созданы другие: «Любимые книжки», «Часы», «Любимые игрушки».Воспитатели используют следующие формы работы с экспозициями мини-музея:- экскурсии;- творческие задания;- исследовательская деятельность;- игры-развлечения;- игры-путешествия;- интеллектуально-творческие игры.Открытие мини-музеев имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску, так как экспонаты в них не только можно трогать, но и нужно! Самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый такой музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.Анна ПЕТИНА,воспитатель школы №1564
Комментарии