Среде, бытовой ли, научной ли, природной ли, как средству формирования личности еще классики уделяли серьезное внимание. Поэтому вопрос, влияет ли образовательная среда на развитие ребенка, является риторическим. К элементу этой среды, причем не самому последнему, относят государственно-общественное управление. На форуме «Санкт-Петербургская образовательная среда: опыт и перспективы развития школ», организаторами которого выступили несколько образовательных организаций Фрунзенского района и ИМЦ Фрунзенского района, тоже коснулись этого важного вопроса.
Вообще, школы и раньше управлялись не только администрацией и учредителем. Помимо них всегда существовали органы школьного самоуправления – совет школы, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления и т. д. Но сегодня, когда государственная политика в подходе к управлению школой изменилась, акцент делается на государственно-общественное управление образовательной организацией. И, наверное, это логично, потому что, как признают сами педагоги, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Сама структура школы, принципы ее организации, стремительно меняющиеся условия жизни требуют открытости школы, демократичности, поэтому общественность может внести новые идеи в ее существование. Но это при условии, если орган самоуправления не станет очередной формальностью, когда любое мероприятие делается для галочки. Как заметил директор школы №553, победитель конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» в 2015 году Анатолий Судаков, вовлечь родителей в процесс управления школой непросто, однако, как только мамы и папы, а также бабушки и дедушки видят и понимают, что реально происходит в образовательной организации, они начинают активно сотрудничать. Это показывает и опыт работы недавно созданной Ассоциации школ, куда входят три школы Фрунзенского района, одна из Ленинградской области и гимназия №9 из г. Симферополя. Одной из целей создания ассоциации и было формирование общего с родительской общественностью поля деятельности. Как рассказал Анатолий Судаков, существенную помощь в реализации этого проекта оказали представители Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Было проведено анкетирование родителей, выпущены специальные памятки, где рассказывалось о том, что такое государственно-общественное управление и каким образом в нем можно участвовать. Кроме того, целый год в интернет-пространстве работала «Дискуссионная площадка», где каждый желающий мог задавать волнующие его вопросы, касающиеся взаимодействия со школой. Правда, и анкетирование родителей, и список вопросов на «Дискуссионной площадке» продемонстрировали показательный факт: у 60 процентов родителей отсутствует информация о том, как изменилась госполитика в подходе к управлению школой, и они мало осведомлены о том, как функционируют органы управления образовательной организацией. Методист гимназии №295 Елена Бузырева считает, что причиной тому отсутствие контакта между классным руководителем и родителями. Дело в том, что при государственно-общественном управлении роль классного руководителя также меняется. Именно он становится тем связующим звеном, которое формирует актив органов самоуправления. Прежде всего, потому что знает социальный и профессиональный статус родителей своих подопечных, видит, насколько активен и позитивно настроен по отношению к школе тот или иной родитель, насколько реально его желание взаимодействовать. Не секрет, и это тоже показали результаты анкетирования, что в любом классе найдется от силы 2-3 родителя, действительно желающих сотрудничать. Остальные предпочитают быть в стороне от образовательного процесса. Но есть и те, кто хочет, например, присутствовать на производственных совещаниях. Так, некоторые посетители «Дискуссионной площадки» выразили желание посмотреть, какие решения принимает директор школы на планерках. Такое стремление, безусловно, связано с отсутствием общего представления о том, что такое государственно-общественное управление. Что может дать присутствие на производственных совещаниях родителю? Ничего, поскольку это не его уровень компетенции. А вот присутствие в роли наблюдателя на контрольных работах точно может быть полезным как для родителя, так и для ребенка. По крайней мере и тому и другому будет понятно, за что ставится та или иная оценка. По мнению Елены Бузыревой, сотрудничество родителей со школой должно базироваться на положительной платформе, то есть на разговоре грамотных, образованных и воспитанных людей, а не на постоянной критике в адрес школы. Еще одним нюансом, который обязательно требует обсуждений и решений, магистр программы «Государственно-общественное управление образованием» РГПУ им. А.И.Герцена, методист школы №553 Алексей Андрощук считает неподготовленность педагогических кадров к работе в формате государственно-общественного управления. И здесь огромное поле деятельности для учреждений повышения квалификации педагогических работников. Санкт-Петербург
Комментарии