search
main
0

​Инклюзивные группы: особые условия для неособых детей

Одним из стойких мифов, сопровождающих развитие инклюзивного образования, остается мнение, что нахождение в группе или классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья негативно сказывается на развитии и образовательных результатах детей, таких особенностей не имеющих.

Пятилетний опыт работы нашего дошкольного учреждения в инклюзивном образовании говорит об обратном, а результаты работы городской экспериментальной площадки первого уровня «Разработка и внедрение инклюзивной образовательной программы для групп комбинированной направленности» свидетельствуют не о снижении, а о повышении образовательных результатов детей, посещающих группы, функционирующие в режиме инклюзивного образовательного процесса.Можно выделить образовательные области, в которых выявлено заметное повышение образовательных результатов выпускников: познание, социальное развитие и коммуникация. Кроме того, увеличился процент детей во всех возрастных группах, проявляющих одаренность в каком-либо направлении развития: художественно-эстетическом, физическом, познавательном, о чем помимо результатов диагностики свидетельствуют призовые места, стабильно в течение трех лет занимаемые воспитанниками детского сада в городских и окружных творческих и познавательных конкурсах.Чем же обусловлено повышение результатов? Обследование условий осуществления образовательного процесса в инклюзивных группах позволило выявить, что основное условие профессиональной деятельности воспитателя инклюзивной группы – создание благоприятных условий для формирования личной заинтересованности детей в участии в образовательном процессе. Для этого широко используются активные методы обучения, обеспечивающие личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование образовательных компетенций.Деятельность педагогов и специалистов направлена на развитие самостоятельности всех детей на всех этапах целенаправленной деятельности: ориентации в текущей ситуации, принятия решения, формирования образа результата действия, планирования, реализации программы действий, оценки результатов действия, осмысления результатов. Широко используют в группах такие формы работы, как коллективное обсуждение, дискуссия, что позволяет формировать у детей внимательное и уважительное отношение к мнению сверстника, самостоятельность в собственных суждениях и действиях.Немаловажным фактором, влияющим на повышение результативности инклюзивного образовательного процесса, стало привлечение семей воспитанников к участию в различных видах деятельности детей в учреждении. Это и совместные познавательные и социальные детско-родительские проекты, и их дальнейшая презентация в группах, и семейные театрализованные постановки, концертные номера, семейные газеты, детско-родительские спортивные мероприятия, семейные психологические тренинговые группы. Широкий спектр вариантов включения родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения позволяет избежать традиционного участия одних и тех же активных родителей, позволяет большинству родителей выбрать интересную и приемлемую для конкретной семьи форму участия.Присутствие в группе нескольких воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья, не приводит к переориентировке образовательного процесса на возможности «особых» детей (чего чаще всего и опасаются родители обычных воспитанников, не знакомые с особенностями инклюзивного образования), но приводит к индивидуализации образовательного процесса для каждого ребенка, что в свою очередь способствует раскрытию его потенциала. Коррекционную же поддержку тех детей, кто в этом нуждается, осуществляют в индивидуальном порядке специалисты.Е.КОЗУБАНОВА, заведующая детским садом №385

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте