\”Родного края имена и лики\” – так сформулировали тему XII Фортунатовских чтений ее организаторы и участники, которые собрались сегодня в Русском зале музея ИЗО Карелии. Фортунатовские чтения – проект, реализуемый в рамках школьной программы \”Образование культурой\”. Он появился на свет 11 лет назад, в Год русского языка.
Отсюда и обращенность начинания к личности Филиппа Федоровича Фортунатова – выдающегося русского ученого-языковеда. Его жизнь в некоторые периоды была связана с Петрозаводском. Фортунатов, например, учился в Олонецкой губернской гимназии, директором которой был его отец, а в последние годы своей жизни приезжал каждое лето в Косалму, где и похоронен. Традиционно тема весенних школьных чтений – история и культура. – Наша гимназия долго работала по теме культурологического подхода как педагогической инновации. Это было лет 15 назад, – рассказывает директор Людмила Кошкина, которая руководит гимназией уже 21 год. – А потом мы пришли в Музей ИЗО Карелии, где нам доверяют – в гимназии много лет работает стабильный педагогический коллектив. Я сама ученица 30-й школы, хорошо знаю традиции учебного заведения. Нам удается сохранять коллектив, который пришел в школу 20 лет назад. Мы тему приобщения к культуре вели много лет, начиная с 1997 года. Географически гимназия находится очень удачно – в центре, в окружении музеев, с которыми мы не прерываем сотрудничество. С помощью изменения мировоззрения учителя мы во все предметы в рамках разумного, конечно, вводили культурологический компонент, потому что в гимназии, где углубленно преподаются химия, биология, физика и математика, делать это необходимо!
Заместитель директора по воспитательной работе Елена Данилова начинала проект вместе с коллегами 12 лет назад. Сейчас педагог замечает, что Фортунатовские чтения стали системой работы для всех участников процесса.
– Воспитанники чтений – это отдельная группа, можно сказать, элита школы. Темы чтений значительно расширились и стали касаться не только имени ученого Фортунатова, но и международного масштаба. Мы стараемся сделать так, чтобы чтения были интересными, не напоминали научную конференцию, поэтому здесь, как и в прошлые годы, находится место и стихам, и выступлению хора или вокальной студии. Это проект на стыке прошлого, настоящего и в чем-то будущего, что и поддерживает к нему интерес детей и педагогов. Проект направляет директор гимназии Людмила Ивановна Кошкина. Работают с детьми педагоги гуманитарного цикла – учителя русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства, музыки.Восьмиклассница Анастасия Каракина рассказала гимназистам о художнике Василии Поленове. \”Поэт живописи\” стал интересен девушке благодаря учителю технологии и ИЗО Татьяне Аталян. – К выступлению готовилась целый месяц. Времени не жаль. Это было интересно и важно для меня, ведь у человека могут быть разные интересы. Я, например, люблю еще и точные науки, – говорит восьмиклассница.- Если бы моим учителем истории Дорофей Никитович Музалев, имя которого носит моя гимназия №30, наверное, я бы еще более тщательно готовился к урокам и хотел бы его порадовать, – рассказывает десятиклассник Григорий Воронов. Молодой человек тоже не гуманитарий, но личностью педагога увлечен. – У нас в школе проходила конференция, посвященная Дорофею Никитовичу, о нем рассказывали его коллеги, друзья, также я искал информацию о том времени в интернете. За время этой работы личность директора стала мне ближе и понятнее, – замечает школьник.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Космачева уверена, что подобные события в жизни гимназистов – это особая заслуга педагогов, которые много лет находят интересные темы для выступлений, необычные методы и способы работы с информацией. Именно это помогает детям сохранить любовь к искусству, ощутить его рядом с собой.- Я впервые присутствую на чтениях. Мне было интересно узнать о директоре гимназии Дорофее Никитовиче Музалеве побольше. А еще подобные события развивают нас интеллектуально, – уверен Арсений Дубровин, ученик восьмого класса, который тут же исчез в залах музея – старшеклассников еще ждали экскурсии, провели которые для них сами же гимназисты.Оказывается, это тоже традиция гимназических Фортунатовских чтений.
– С гимназистами работается замечательно! – говорит Светлана Зубарева, заведующая ресурсным центром творческого развития детей и подростков. – Правда, дети загружены основной учебой, но на занятия приходят с интересом. У нас есть Школа юного экскурсовода, работа которой связана с Фортунатовскими чтениями. Не раз я слышала после окончания подготовки от детей слова благодарности, потому что одно дело, когда ребята сами приходят в музей и просто слушают. Совершенно иное, когда они учатся сами, узнают профессиональные секреты. Экскурсовод знает в десятки раз больше того, о чем рассказывает своим слушателям. Я очень довольна, как у нас только что прошли четыре экскурсии, была на каждой. Кстати, у нас работает студия \”АРТ-стажер\” – проект для всех школьников города для ребят с 14 лет. Мы будем рады тем, кого интересует искусство, кто необязательно хочет стать экскурсоводом, но, например, увлекается дизайном. Гимназисты и учителя из музея ИЗО расходились неспешно. Взрослые обсуждали что-то свое, но, завидев учеников, не скупились на улыбки и похвалу в адрес детей. Так прошли XII Фортунатовские чтения. Тема будущих пока держится в секрете, но, как заверили учителя, она будет интересна не только участникам процесса, но и всем тем, кто придет на чтения в апреле 2019 года.
Фото автора
Комментарии