С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами. Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые «глупые» пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может, правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но на самом деле 80 процентов проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия. Дисграфия и дислексия – что это такое? Дисграфия и дислексия – это расстройства письменной речи. В чем это выражается?Дисграфия – это частичное нарушение письма, которое выражается в специфических ошибках при письме: искажение и замена букв, пропуски букв и слогов или, наоборот, добавление лишних букв и слогов, неоправданное разделение слов или слитное написание слов и предлогов со словами, аграмматизмы на письме.Дислексия – это частичное расстройство навыка чтения, которое выражается в стойких и однотипных ошибках, мешающих ребенку овладеть навыками чтения. Это может быть перестановка и замена букв, слогов, пропуск букв и слогов, угадывающее чтение, аграмматизмы при чтении.Условно дисграфию и дислексию можно подразделить на слуховую (когда не сформирован фонематический слух) и оптическую (зрительную). Если дислексия и дисграфия слуховая, то основная задача состоит в развитии слуха на звуки речи (фонемы). При оптической (зрительной) дислексии и дисграфии – в развитии «буквенного» зрения.Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Для наибольшего эффекта необходимо обеспечить сопровождение школьников в образовательном процессе. В нашей школе создана служба психолого-педагогического сопровождения, учитель-логопед в структуре этой службы по запросу учителей или родителей помогает ребенку справиться с проблемами чтения и письма.Но необходимо помнить, что без помощи родителей ребенку не справиться. Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.3. Не ругайте ребенка и не огорчайтесь, когда у него что-то не получается.Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо больше будет способствовать устойчивым хорошим результатам.Создавайте у ребенка установку на успех. Предупреждение: «Не делай ошибок!» – неэффективно. Правильная установка звучит так: «Я запомню эти слова! Я буду писать правильно!»Елена РЯБОВА, методист по работе с детьми с ОВЗ школы №2127
Комментарии