Что сказать учителю МХК об учебниках МХК и о том, как в них преподносится материал? Лично я к нынешним учебникам по своему предмету всегда относился как к своего рода дополнительной литературе. Одни из них представляют явную и не слишком скрываемую компиляцию текстов искусствоведческих исследований, своего рода талантливый реферат, другие – собственные культурологические штудии автора.
Я бы сказал, что все мы в ожидании того учебника, который мог бы быть созвучным сложнейшей задаче нашего предмета (и тут я согласен с автором письма) – не дать сумму фактов или искусствоведческих толкований, но развивать образное восприятие и толкование мира вокруг, способствовать становлению ребенка как субъекта культуры, ее активного деятеля. Сказал бы, но не скажу. Потому что, во-первых, и предмета-то скоро в школьной программе не останется, а во-вторых, идеальный такой учебник, наверное, и невозможен, и не нужен, нужна в нынешней информационной ситуации база, оболочка, канва, вышивать по которой будут учитель и ученик, углубляясь в то, где они чувствуют отзвук самих себя. Нужны методические основы, а не список «100 лучших картин», чтобы ученики потом их могли угадать в тесте. Нужна подготовка специалистов (а предмет до сих пор ведут, по остаточному принципу, историки и литераторы…). А иногда думаешь: может, оно и хорошо, что никто на нас не обращает внимания, что никому-то мы со своей МХК не нужны, пребывая на обочине. Зато можно быть свободным – «Одиночество и свобода», так когда-то назвал свое эссе о настоящей литературе Георгий Адамович…Но у любой свободы, конечно, есть границы. Что касается сексуально-эротических тем, так взволновавших автора письма, мне представляется, что это вопрос очень сложный. Безусловно, увлечение отдельными деталями этой сферы человеческой жизни не есть цель нашего предмета. Но тело в образовании не должно быть табуированной темой. Когда мы говорим о греческой скульптуре и я слышу смешки в аудитории, то вижу своей задачей донести, в чем здесь красота, пробиться через первую реакцию психологического «закрытия». Я считаю необходимым учиться смотреть на «Венеру» Тициана или «Маху обнаженную» Гойи. Именно учиться смотреть. И мне кажется, что именно в школе, именно на предмете «Мировая художественная культура» (а наше тело – одна из главных в этой культуре сущностей) есть пространство, для того чтобы учиться воспринимать телесное, а не делать вид, что его нет и «об этом вам расскажут как-нибудь потом, кто-то, кто будет нести за это ответственность, но не я». Кому-то расскажут, а кому-то и нет.Дано мне тело – что мне делать с ним,Таким единым и таким моим?За радость тихую дышать и житьКого, скажите, мне благодарить?Я не раз говорил о том, что тело, телесность – невероятно важная составляющая нашей жизни. И физическая культура, к примеру, должна бы быть именно «культурой тела», а не умением сдать норматив. Скольким подросткам сегодня важны занятия современным танцем, именно потому что он дает им контакт с собственным телом, но находится это где-то на периферии внимания школы. Наши «головастики», сдающие на 100 баллов ЕГЭ, выходя у меня в спектакле в 11-м классе на сцену, не могут прикоснуться друг к другу – это дается им с большим трудом. Но вот проходит месяц репетиций, и сейчас, уже после премьеры, они на каждой перемене подбегают друг к другу, чтобы обняться всем вместе, напитаться энергией друг друга. И я встаю в этот круг вместе с ними. И я этому счастлив, хотя кто-то и крутит пальцем у виска.Во фреске Микеланджело «Сотворение Адама» человек становится человеком, когда мысль через чувство входит в тело. Тело, чувство и мысль – те три основы, на которых стоит человек, а значит, должно стоять и образование, если понимать его как вхождение человека в мир культуры. Ошибки на этом пути опасны, но осмысленные пробы необходимы.
Комментарии