search
main
0

​Андрей Подольский, Москва: Родители — ребенок — педагоги: как миновать «Бермудский треугольник»?.

Современная жизнь выдвигает новые требования к подрастающему поколению. Помимо традиционного чувства ответственности за самих себя и судьбу своей страны необходимы мобильность, толерантность и готовность к сотрудничеству. Обществу нужны…

… образованные, предприимчивые люди, способные принимать конструктивные решения и прогнозировать их последствия.

Кто ответственен за то, каким вырастет целое поколение школьников, которым в недалеком будущем тоже придется примерить на себя роль воспитателей и старших помощников? Ответственность за это прежде всего лежит на семье и школе. Общая задача родителей и педагогов — помогать подрастающему поколению успешно решать непростые вопросы взросления, чтобы не столкнуться с горьким разочарованием и пустотой, которую дети могут заполнить хоть каким-то, порой разрушительным для формирующейся личности, содержанием. Великий русский мыслитель И.А. Ильин называл семью лабораторией человеческих судеб. То, что выйдет из человека в дальнейшем, определяется его детством. Разовьются или погибнут имеющиеся в ребенке задатки, а если разовьются, то как именно, во многом определяется именно в школьные годы. Тенденция возрастания значения института семьи в психическом развитии ребенка становится все более явной [1]. А поскольку и дети, и родители — личности, индивидуальности, к каждому из них педагогам следует искать свой подход, и делать это ежедневно, непрерывно, отдавая душевные силы и затрачивая немалый временной ресурс.

Если базовые потребности ребенка школьного возраста в самопознании и самоутверждении, доверительных отношениях со взрослыми и общении со сверстниками не находят удовлетворения, педагогам и родителям следует интересоваться не поведенческими реакциями, а прежде всего причинами, их порождающими. В юношеском возрасте абсолютно каждому приходится решать задачи семейной, интимной и профессиональной идентификации. Такая «высшая математика» предполагает четкое знание и понимание жизненных реалий, усвоение которых должно происходить на более ранних этапах развития, иначе личность растущего человека неминуемо окажется в ситуации внутреннего конфликта.

За последнее время психологами накоплено достаточно много информации о факторах риска эмоционального неблагополучия детей школьного возраста [2]. Сложные ситуации, какими бы они ни были, трактуются подростками сквозь призму их личностных особенностей и установок. И конечно же, реакция на стрессовую ситуацию определяется индивидуальными особенностями. В подростковом возрасте оценка и внимание учителя уже не столь важны, как в начальных классах, но в целом школьная атмосфера, безусловно, существенно влияет на эмоциональное состояние детей. Нередко непрофессиональное поведение педагога может стать пусковым механизмом для возникновения феномена тревожности. Это особенно негативно сказывается на детях, которые находятся в состоянии так называемой тревожной готовности.

Другой немаловажный аспект взросления школьников — их отношения со сверстниками. Для подростков это весьма значимый фактор. Неудачи в межличностном общении часто приводят к эмоциональному расстройству. Педагог должен понимать, что такое состояние всегда вызвано конкретной причиной и что нельзя оставлять ситуацию без внимания. Без решения психологических задач подростка невозможно найти способ заставить его лучше учиться и вести себя. Взрослые часто склонны считать, что могут все решить за детей, в то время как силовые методы в абсолютном большинстве случаев вызывают у воспитанников лишь негативную реакцию и противостояние.

Вынужденная озабоченность зарабатыванием денег, стесненное материальное положение, перегруженность на работе, дефицит свободного времени значительно ухудшают физическое и психическое состояние родителей, что, в свою очередь, негативно сказывается на детях, повышая их раздражительность, утомляемость, приводя к стрессам. Взрослые достаточно часто ставят ребенка в зависимость от собственного настроения и физического состояния. Исследования [3] показывают, что социально-экономические условия участили случаи проявления жестокого обращения с детьми в семье.

В некоторых семьях отношения между взрослыми и детьми выстраиваются лишь на поддержании видимой благожелательности, в то время как ребенок ощущает беспомощность и постоянно испытывает тревожность, происхождение которой далеко не всегда может объяснить и не в силах ослабить. А причинами могут служить пренебрежение его потребностями или, напротив, чрезмерная опека; несправедливое отношение со стороны взрослых и пр. Все это наносит значительный ущерб сначала психологическому, а затем и физическому здоровью ребенка. Игнорирование его интересов ослабляет эмоциональную связь с родителями. За внешней картиной благополучия в таких семьях скрываются дефицит, а порой и полное отсутствие эмоционального тепла, поддержки и эмпатии. Изобилие накопившихся у детей невысказанных обид, выявленных в ходе исследования [4], свидетельствует о наличии у них массы сложностей, в преодолении которых им никто не помогает. Не имея поддержки ни со стороны родителей, ни со стороны учителей, подростки часто находят себе других «кумиров» и «защитников» и погружаются в «свой мир», двери в который для взрослых могут оказаться наглухо закрытыми. Уже в 2001 г., по данным ВОЗ, доля психических расстройств в общем объеме всех болезней составляла 10%. Такие расстройства, в том числе у детей школьного возраста, — тяжелое социальное и экономическое бремя для общества.

Одна из главных причин этого в том, что взрослые плохо знают и понимают, чем живут дети. А между тем, многие сегодняшние школьники не имеют интереса к учебе и не способны ставить перед собой жизненные цели. Вместо конкретного ребенка с его нуждами родители в угоду себе часто видят ими же самими созданный благополучный образ. Беда в том, что многие из них и сами утратили ориентиры духовного развития в бесцельной погоне за миражом материального благосостояния, а представители молодого поколения учителей — недавние выпускники педагогических вузов по причине малой опытности и слабой компетентности часто не знают, как заинтересовать учеников, порой даже боятся их. Дети школьного возраста чутко улавливают это. А ведь и родители, и учителя должны выступать в роли психологов и знать, как и какое воздействие оказать на ребенка в нужный момент — таков их долг перед обществом, и стремиться к его исполнению и тем, и другим приходится постоянно.

Существуют, по сути, два различных, если не сказать противоположных, способа воспитания: война с дурными наклонностями и союз с добрыми задатками ребенка. У воспитателя, вставшего на позицию войны, совершенно иной подход: «Твой поступок — зеркало твоей гадкой души, и не жди от меня пощады, ты заслуживаешь такого обращения с собой, потому что не способен ни на что хорошее…». Если воспитатель настроен на союз, он как бы говорит ребенку: «Ты ведь славный, но у тебя бывает и плохое на уме. Я верю в твою доброту и твои силы. Я буду помогать тебе и защищать тебя, и вот увидишь — ты скоро победишь!» Пытаться воздействовать на детей лишь уничижительным отношением или применением мер наказания крайне неконструктивно. И.А. Ильин писал о том, что неопытность и беспомощность — составляющие детской сущности, поэтому им надо прежде всего помогать.

Подытоживая изложенное, отмечу, что нынешняя пора детства существенно отличается от прежнего свободного от ответственности времени игр, учения и подготовки — современные дети уже не в такой степени отгорожены от жизни родительской опекой и защитой. Ряд привносящих дисбаланс изменений претерпевают институты родительства и педагогики. Высокий уровень информативности в обществе, растущая ценность знания и доверия к нему, трансляция взрослыми ценности успеха и высоких достижений, экономическая гонка за будущим, отсутствие опыта общения в новых реалиях с представителями подрастающего поколения, особенно в сложных ситуациях, выраженная направленность на повышение ответственности индивида за все, что с ним происходит, требуют самого пристального внимания к взаимоотношениям между детьми, родителями и учителями. Зная внутренние и внешние причины, обусловливающие рассмотренные в статье сложности тройственных взаимоотношений, их взрослые участники — родители и педагоги — призваны объединить свои усилия в воспитании здорового, интеллектуально развитого, мыслящего поколения детей, формировании у них ценностной личностной и общественной ориентации. Чтобы рассматриваемые отношения не превратились в «Бермудский треугольник» со свойственными ему аномальными отклонениями, часто приводящими к катастрофам, взрослым важно проявлять разумную степень эмпатии и развивать у детей способность осознанно сопереживать другим людям, уважать их чувства, идентифицировать себя с теми, кто нуждается в поддержке, проявлять готовность прийти на помощь. Родители и педагоги, обладающие эмпатическими способностями, всегда сумеют наладить контакт с ребенком, распознать его потребности и чувства, учесть склонности и личные особенности и ненавязчиво направить в нужное русло. Именно эмпатия в здоровых границах помогает быть Людьми и растить Людей.

Об авторе:

Андрей Ильич Подольский – руководитель департамента развития человеческого ресурса компании «Иннопрактика», профессор НИУ ВШЭ, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

Читайте также:

Образование через жизнь – беспроигрышная стратегия развития http://ug.ru/article/1135

Андрей Подольский, Москва: Как вернуть ребенка в школу? http://ug.ru/insight/705

Андрей Подольский: «Нужно помочь ребенку понять себя через школу. Школа делает все что угодно, но только не это» http://ug.ru/archive/80011

Примечания:

1. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования. // Психологическая наука и образование (psyedu.ru.). — 2015. — Т. 7. — № 3. 2015. — С. 1–11.

2. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности: учеб. пособие для академического бакалавриата. / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П.Г. Хейманс. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Изд-во «Юрайт», 2018.

3. Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми и его последствия. / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. — М. — 2006; Хилажева Г.Ф. Насилие в семье как социальная проблема современного общества // Социологические исследования. — 2015. — № 8. — С. 61–65.

4. Гусаков Н.Ю. Обида (психогенез деструктивного поведения): монография. — Йошкар-Ола: ГОУВПО «Марийский гос. ун-т». — 2010.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте