search
main
0

​Время и его история во времени

Наши воспитанники задают вопросы на различные темы, многие из которых возникают из ежедневных жизненных ситуаций. Например, Аня П. ездила на Поклонную гору вместе с родителями, увидела цветочные часы, которые показывают точное время, и спросила: «А что такое время? А как время можно измерить?» Эти и другие вопросы о времени заинтересовали всех детей нашей группы.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. К сожалению,  увидеть, услышать или потрогать его нельзя. И все же оно есть, ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!Ребенок  воспринимает время  опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. В дошкольном возрасте дети слабо соотносят временные ощущения с объективным течением времени. Вместе с тем  у них идет  процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (в течение дня, недели, месяца). У педагогов нашего учреждения возникла проблема: как облегчить детям задачу определения  и осознания времени?  Как увлечь детей процессом познания базовых категорий нашего мира?Мы разработали определенную  систему по формированию  временных отношений в форме совместной увлекательной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей). Эта система была направлена на формирование первичной практической ориентировки во времени; чувства времени; отдельных временных эталонов; начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность). Знакомство детей с единицами измерения времени мы осуществляли в строгой  последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служило  основанием для ознакомления со следующими и раскрывало детям существенные характеристики времени, например его текучесть, непрерывность, необратимость. В работе мы использовали наблюдения природных явлений, рассматривание картин, отображающих разные временные отрезки, дидактические игры, ведение календаря, экскурсии по Москве, создание музея «Часы», другие методы и приемы, активизирующие инициативу каждого воспитанника. Особенно интересно было составлять различные модели времени (графические, с помощью хороводов и других практических действий).Работу мы начали с уточнения представлений, которые формировались в предыдущих возрастных группах, особое внимание уделили  различению частей суток, наблюдению на прогулке за движением солнца по небу на протяжении дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин дети не только стали активно употреблять в своей речи словосочетания  «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет», но и активно объяснять, почему об этих периодах суток говорят «смеркается», «рассветает». Они по собственной  инициативе также стали не просто отображать в своих рисунках  разнообразное состояние суток, но и передавать в них понятую (осмысленную) временную последовательность, например, создали триптих «Осень». Дети стали задавать  вопросы: «Можно ли  узнать время по цветам, растениям, как по солнцу? В каких измерениях время будет короче или длиннее?» На участке детского сада  мы выложили часы из камней (солнечные) и посадили часы из растений.Для формирования у детей чувствования длительности временных интервалов мы организовали разнообразную деятельность  в пределах определенных временных отрезков, что в дальнейшем  послужило  основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, то есть  выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени, развивали у детей умение оценивать временные интервалы без часов, на основе внутреннего чувства времени.Интерес наших детей к часам («А какие бывают часы?») мы поддержали в процессе прогулок (проект «Часы нашей столицы»). Дети вместе с родителями открывали для себя  известные и  неизвестные часы столицы. Наши воспитанники серьезно заинтересовались специальными  приборами и часами, измеряющими время, совместно с родителями стали искать разнообразные средства воспроизведения временных интервалов, в результате  ознакомились с тем, как определять время с помощью таймера, разнообразных песочных часов, метронома, маятника, секундомера, механических и электронных часов, мобильного телефона, не забыли и про часы с кукушкой, и про службу точного времени по телефону,  и про  Интернет. Группа превратилась в большую лабораторию экспериментирования с временными отрезками, и практическим путем дети стали определять, чем удобнее измерять время. После этого наши дети предложили самостоятельно сделать песочные часы с указателем  временных интервалов.Результаты  нашей работы частично представлены в  фильме «Как мы измеряли время», создана книга «Во сколько просыпаются цветы». Но это только начало нашей работы над интересным и сложным понятием  «время».Марина КОРНЕЕВА,Елена ГЕРАСИМОВА,школа №709

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте