Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Ваш адвокат

Учительская газета, №48 от 28 ноября 2017. Читать номер
Автор:

– Имеет ли право проходить аттестацию на высшую квалификационную категорию учитель, у которого нет образования, соответствующего направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой?

– Несоответствие среднего профессионального образования или высшего образования учителя направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должности учителя, само по себе не является основанием для отказа в прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от учителя заявления о прохождении аттестации.Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок аттестации).Так, высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих результатов работы:- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;- личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.Подробнее смотрите Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/ 505).- Существуют ли законодательные ограничения для деления на части ежегодного отпуска? Вправе ли работодатель в обязательном порядке требовать от работника включения в оставшиеся части отпуска выходных дней?- Согласно ст. 115 Трудового кодекса РФ по общему правилу ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется без разделения на части и составляет 28 календарных дней.Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В частности, пунктом 3 части 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставлено педагогическим работникам. Продолжительность такого отпуска определяется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466.Однако в подавляющем большинстве случаев ежегодный отпуск разделяют на части при соблюдении определенных правил.Разделение ежегодного отпуска на части возможно по соглашению работника и работодателя. Такое соглашение может быть достигнуто при составлении графика отпусков. При разделении ежегодного отпуска хотя бы одна из его частей не должна быть менее 14 календарных дней. Оставшиеся дни отпуска, превышающие 14 календарных дней, могут быть разделены на любое количество частей (ст. 123, 125 ТК РФ).Работодатель не вправе в одностороннем порядке, без согласия работника, решать вопрос не только о разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части, но и о продолжительности этих частей. В частности, работодатель не вправе в обязательном порядке требовать от работника включения в оставшиеся части отпуска выходных дней.При разделении по соглашению с работодателем части отпуска, превышающей 14 календарных дней, на части, которые приходятся только на рабочие дни (например, с понедельника по пятницу при пятидневной рабочей неделе), фактическое количество дней непрерывного отдыха работника увеличивается за счет выходных дней (суббота, воскресенье), не включенных в дни отпуска. Однако в этом случае, поскольку выходные (суббота, воскресенье) при таком разделении не были включены в дни отпуска, они не будут подлежать оплате.Разногласия между работником и работодателем по вопросу возможности разделения отпуска на части либо по вопросу количества частей отпуска и их продолжительности не дают работнику права на самостоятельный уход в отпуск. Однако отдельным категориям работников, предусмотренным ТК РФ и другими федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время: работникам в возрасте до 18 лет, мужу – в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам, донорам, ветеранам боевых действий и др.- В школу принята учительница с испытательным сроком 2 месяца. Но во время испытательного срока она заболела. Находится на больничном уже месяц. Будет ли этот период засчитан в испытательный срок? Можно ли ее уволить как не выдержавшую испытательный срок? Должна ли при этом быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск?- В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе должно быть предусмотрено при заключении трудового договора. При этом такое условие может быть установлено по соглашению сторон.Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.Эта норма подразумевает в том числе и распространение на такого работника гарантий, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности.Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для:- лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;- беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;- лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;- лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;- лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;- лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;- лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;- иных лиц в случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором.Срок испытания не может превышать трех месяцев.На основании ч. 7 ст. 70 ТК РФ в срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. То есть срок испытания приостанавливается с наступлением периода нетрудоспособности работника и продолжается с выходом работника на работу после окончания болезни.Обращаем внимание, что сам по себе факт нахождения работника на больничном в период испытательного срока не может служить основанием для признания работника не выдержавшим испытание.Кроме того, ч. 6 ст. 81 ТК РФ прямо запрещает увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.В части выплаты компенсации за неиспользованный отпуск сообщаем следующее. В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время фактической работы. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работнику и до истечения шести месяцев (основание: ст. 121, 122 ТК РФ). С учетом этого при увольнении работника по инициативе работодателя в связи с неудовлетворительным результатом испытания или по инициативе самого работника последнему выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск (основания: ч. 3 ст. 70, ст. 127 ТК РФ). При этом не имеет значения, отработан ли предусмотренный ТК РФ стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Если работник отработал не менее половины месяца, ему при увольнении должна быть выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск.- Обязан ли ученик участвовать во внеурочных мероприятиях школы?- Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) и с учетом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189).ФГОС определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет: до 1350 часов на уровне начального общего образования; до 1750 часов на уровне основного общего образования; до 700 часов на уровне среднего общего образования.Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время. При этом внеурочная деятельность является обязательной, являясь неотъемлемой частью образовательной деятельности.Формы ее организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.На основании ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.При этом обучающимся предоставляются академические права на зачет образовательной организацией в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt