search
main
0

​Предмет, помогающий понять взаимоотношения «человек – общество – природа»

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» был введен в Московский базисный учебный план приказом Департамента образования в качестве самостоятельного предмета.

В 2008 году было выпущено и прошло успешную апробацию в школах Москвы первое издание учебного пособия для этого предмета. Второе издание учебно-методического комплекса (программа, учебное пособие, методические рекомендации для учителя) было ориентировано на реализацию требований ФГОС к экологической подготовке учащихся. В содержании курса подробно представлены ключевые экологические понятия и законы, фундаментальные научные труды и международные документы, посвященные проблематике устойчивого развития, а также экологические, социальные и экономические особенности Москвы. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования курс может быть включен в учебные планы образовательных учреждений как дополнительный предмет по выбору обучающихся «Экология моего края» в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения. Содержательную основу курса составляет диалектическое понимание взаимоотношений «человек – общество – природа», особое внимание в нем уделено познавательным и практическим умениям экологического характера. Освоение базового уровня программы рассчитано на 34 часа (1 академический час в неделю), расширенного – на 68 часов (2 академических часа в неделю).Для реализации содержания курса была разработана технология экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР), которая три стадии. Первая направлена на выявление первоначальной осведомленности по теме обсуждения и предполагает обязательную опору на первоначальные экологические знания, имеющиеся у школьников по естественно-научным, гуманитарным и техническим дисциплинам, а также создание условий для активной образовательной деятельности. На второй стадии происходит соотнесение имеющихся знаний с новым метапредметным содержанием, осмысление и представление их в индивидуальном для каждого ученика переработанном виде, на третьей стадии – творческое переосмысление новых знаний, применение их в исследовательской, природоохранной и социально значимой деятельности, направленной на содействие решению социально-экологических проблем; выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка.Такая технология имеет универсальный характер, применима к любому предмету и этапу обучения, позволяет научить школьников не просто находить информацию в различных источниках, но и определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. Знания и опыт, полученные в рамках этой технологии, становятся значимыми и актуальными для каждого ребенка, способствуют личностному росту и социализации, ощущению собственной значимости в обществе.Геннадий ЯГОДИН, научный руководитель кафедры и центра экологического образования и устойчивого развития МИОО, академик РАО, член-корреспондент РАН;Марина АРГУНОВА, заведующая кафедрой экологического образования и устойчивого развития МИОО, заслуженный учитель РФ;Татьяна ПЛЮСНИНА, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте