search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

​От семи до пятнадцати. Эксперты Института Пушкина составили для читателей «Учительской газеты» список современных писателей, которые разговаривают с детьми на одном языке

В своей недавней колонке (http://ug.ru/archive/78291) Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, напомнила о замечательной традиции – проводить в дни весенних школьных каникул Неделю детско-юношеской книги. В этом году она началась 25 марта. В это время в книжных магазинах и библиотеках проходят презентации, беседы о литературе, встречи с читателями, где можно познакомиться с современными авторами и их произведениями. Доцент кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина кандидат филологических наук Александра Матрусова рекомендует поступать именно так – знакомиться с авторами. Ведь одна книга может по каким-то причинам не понравиться или просто не попасть в настроение юного читателя, но это не повод сразу выносить писателю суровый приговор. Можно взять в руки другое его произведение, и, быть может, тогда-то и начнется настоящий диалог…

Для детей 7-11 лет

«Дом П»

Юлия Кузнецова

Большая часть книг Юлии Кузнецовой – для подростков, но «Дом П» подойдет и для младших школьников.

Бабушка Женя, главная героиня повести – самая обычная бабушка, которая очень любит свою семью, своих внучек, сына и его жену. Но у этой обычной бабушки есть очень необычный секрет – она занимается спортом.

Книга написана так, что на каждой странице то смеешься, то стараешься не заплакать, то сердишься на кого-то из героев: «Ну разве можно так поступать?».

Темы, которые поднимает Юлия Кузнецова, важно обсуждать в любом возрасте. Как живут бабушки и дедушки в семьях, а как – в домах престарелых? Как родители зарабатывают деньги и каким трудом это дается? Как дружить с мальчиком так, чтобы во время разговор он не уткнулся в телефон и не начал искать что-то в Интернете?

В книгах Юлии Кузнецовой нет ни капли назидательности. Есть улыбка, есть вера в то, что все будет хорошо. Особенно если прислушиваться друг к другу и любить друг друга.

«Тео – театральный капитан»

Нина Дашевская

Еще один замечательный современный автор – Нина Дашевская. Наряду с книгами о подростках она пишет почти сказочные повести, такие, как история мышонка Тео. Почему «почти», если главный герой – мышонок, который дружит с музыкантом? Потому, что сказочные элементы делают повествование еще более реалистичным: ведь дружба, преданность, поддержка, на которые способны Тео и его друг – самые настоящие. От такого друга, как Тео, не откажется никто, и вряд ли важно, что он мышонок – ведь он ни на секунду не задумается, когда нужно прийти на помощь.

Ну а приятным дополнением к динамичному и местами драматичному повествованию станет знакомство с театральным миром, тайнами закулисья, мировыми театральными шедеврами. Кто знает, может быть, прочитав эту книгу, кто-то непременно захочет отправиться в театр и послушать одну из опер, о которых говорит Тео?

Но почему же в названии книги – «капитан»? Потому что море – это большая мечта одного из героев. Сбудется ли она? Узнаете, когда прочитаете книгу.

«Бежим отсюда!»

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак

Над этим сюжетом невозможно заскучать – ведь очень интересно, почему директор школы (и она же – учительница в Сонином классе) так необычно себя ведет. И пока читатель ломает голову над этой загадкой, герои попадают то в одну необычную историю, то в другую.

Сжато, но оттого не менее серьезно авторы затрагивают важнейшие вопросы: почему ведутся войны, что такое пропаганда, как важно уметь говорить «нет». В лучших традициях детской литературы (кажется, например, что здесь есть известное влияние Владислава Крапивина…) эти сложные темы раскрываются без назидательности.

«Кит плывет на север»

Анастасия Строкина

Мамору – загадочный маленький зверек, который плывет на спине у кита через океан, чтобы найти свой остров и стать его хранителем. Задача совсем непростая, мамору одолевают сомнения и страхи, но он продолжает плыть, не теряя надежды.

Кажется, что это литературно обработанная легенда, но на самом деле Анастасия Строкина придумала эту историю сама, чутко настроившись на особенности жизни, быта, характера загадочного народа – алеутов, у которых нет своего фольклора. Ритм повествования завораживает: кажется, что проза размеренная, но в какой-то момент размеренность превращается в стремительность, и за каждой легендой следует следующая, еще более таинственная и прекрасная. Кажется, что это ты сам плывешь на спине у кита, смотришь на звезды, веришь и не веришь в свое счастье, свое предназначение, свои силы.

«Вафельное сердце», «Вратарь и море», «Тоня Глиммердал»

Мария Парр (Норвегия)

Трилле и его подруга Лена живут в деревне на берегу моря, ходят в школу, дружат. Лена – озорница, каких поискать: ей приходит в голову бесконечное количество затей, из которых потом нужно как-то выпутываться. Бесстрашная и веселая, Лена может многое, поэтому Трилле непросто оставаться ее верным другом. А ведь известно, что самое большое испытание для друзей – это время, когда они вырастают и кто-то непременно влюбляется.

Во второй книге о Трилле и Лене – «Вратарь и море» – друзья проходят огонь, воду и даже медные трубы новых привязанностей, дерзких идей и семейных неурядиц.

Тоня Глиммердал из одноименной книги такая же веселая и храбрая. Прочитав эту историю, хочешь немедленно отправиться в Норвегию, чтобы познакомиться со всеми героями – и, конечно, полюбоваться на саму бойкую Тоню.

Серия книг о Петсоне и Финдусе

Свен Нурдквист (Норвегия)

Если вы не успели прочесть вашим детям книги о Петсоне и Финдусе в раннем детстве, самое время дать им познакомиться с удивительными историями обаятельного и непоседливого кота Финдуса и его друга старика Петсона, которые норвежский писатель Свен Нурдквист создавал не один год. Книги рассказывают о самых разных житейских ситуациях двух близких друзей: то Петсон и Финдус не могут договориться, когда лучше просыпаться (и какие виды зарядки не помешают окружающим), то котенок пытается развеять хандру старшего друга, то Финдус отправляется в исследовательскую экспедицию, но все идет не очень гладко.

Мир Финдуса и Петсона – мир в первую очередь добрый, полный заботы и чувства юмора. Здесь все проблемы можно решить, а самые страшные создания оказываются довольно безобидными… барсуками. Может показаться, что писатель на досуге придумывал себе жизнь, в которой он бы хотел оказаться, и зачем читать детям о старике, пусть у него и есть говорящий кот? Но нет – дети лучше всего видят и чувствуют неподражаемую прелесть момента «здесь и сейчас», мастерски переданных на каждой странице.

Всего о Финдусе и Петсоне было написано 16 книг (и две из них – для самых маленьких читателей), но совсем не обязательно искать первую. Можно начинать читать в любом порядке, немного грустить, порой смеяться, часто улыбаться и радоваться знакомству с добрым миром котенка Финдуса и старика Петсона.

Для детей 12-15 лет

«Я не тормоз», «День числа Пи», «Около музыки», «Второй»

Книги Нины Дашевской удивительно разные, начинаешь читать – и даже предположить не можешь, куда повернет сюжет. Взять хотя бы «Я не тормоз». Главный герой не умеет передвигаться медленно – он может только стремительно нестись вперед – и сюжет тоже раскручивается стремительно, спеша успеть за самокатом Игната. Но порой неплохо бы замедлиться, и оказывается, что это не так уж плохо.

Считается, что большой талант, выдающиеся способности – это замечательно. Но, читая «День числа Пи», мы вдруг понимаем, как может быть непросто мальчишке – гению в математике, если он учится в обычной школе, а дома ждут только бабушка и дедушка…

Книги «Около музыки» и «Второй» стоит прочитать не только подросткам, но и родителям, которых не устраивают музыкальные вкусы современной молодежи. «Около музыки» на первый взгляд кажется даже не повестью, а циклом новелл, но – как в хорошем музыкальном произведении –незаметно выстраивается сюжет, словно мелодия, и оказывается, что современные подростки, собравшись у костра, поют народные песни и романсы.

Еще ярче эта тема звучит в повести «Второй» – кто, как не подросток, хочет быть первым, отличаться от всех? Но для музыканта важно научиться не только вести, но и быть вторым, оттенять звучание основного инструмента. И герои повести начинают понимать, что такое гармония – и в музыке, и в жизни.

Сейчас очень много говорят об инклюзии, о том, что надо сделать, чтобы ребенку с особыми потребностями было комфортно в классе. Дашевская описывает проблемы, которые с этим связаны, просто, как оно есть на самом деле. И порой, не смущаясь, признает: дети бывают жестокими, но еще они зачастую мудрее взрослых. А еще чаще – им нужны такие взрослые, которые смогут поддержать, помочь и не перегнуть палку.

Дашевская не заигрывает с читателем – в ее тексте не водятся в изобилии «училки», «Мишки» и «Нинки», как у авторов, пытающихся имитировать язык подростков. Дашевская отличается великолепным языковым чутьем, ее язык – живой, несомненно, молодежный, литературный, яркий и стильный.

«Первая работа», «Фонарик Лилька», «Где папа»

Очень хочется найти работу, стать независимой от родителей, самой решать, на что тратить деньги. Еще важнее найти работу, когда есть настоящая страсть – испанский язык, и мечтаешь поехать в Испанию, но дома с деньгами туго. Но ведь испанский язык – он уже сейчас может немного помочь?

Героиня трилогии «Первая работа» сталкивается со всеми сложностями взрослого мира, мира преподавателей. Она оказывается талантливой учительницей, и ей приходится решать серьезные проблемы: как быть, когда к тебе привязывается ученица, как общаться со сверхзанятой и сверхуспешной мамой, кого просить о помощи, когда все, казалось бы, правильные методические приемы не срабатывают. Надо по-новому выстраивать отношения с родителями и принимать взрослые решения, которые оказываются не такими простыми, как думалось раньше.

Одна из самых сложных повестей – «Где папа» – заставляет вместе с героиней пережить острую боль от потери (пусть и временной) близкого человека. Вопросы закона, справедливости наказания, общение с папой, которого вдруг посадили в тюрьму, – с этой тяжестью предстоит справиться юной Лизе.

«Армас. Зона надежды»

Юлия Венедиктова

Что делать, если человек ушел из дома и не вернулся? Как быть, когда видишь в трамвае кого-то, похожего на мужчину с листовки, попавшей в руки? И как бороться с болезнью, которая редко проигрывает?

Армас – это поисковый отряд, надежда тех, кто потерял близкого – большого или маленького. Здесь не закрываются двери, здесь никто не скажет «Подождите, может, придет сам». Здесь поднимут людей по тревоге и пойдут искать – в городе или в лесу, и особенно в лесу, потому что малейшая задержка здесь подобна смерти.

Совсем простые люди, которые находят других людей, – и видят в этом смысл своей жизни. Больничные клоуны, умеющие рассмешить самых тяжелых больных. Друзья и приятели. Девушка Агата, которая пытается каждую минуту прожить до дна – ведь другого такого момента может не быть. В этом вдруг находится смысл жизни – быть с близкими, снова искать тех, кто потерялся. И ждать результатов последних анализов – что будет?

«Класс коррекции»

Екатерина Мурашова

Почти в каждой школе бывают ребята, с которыми никто не хочет общаться. Сверстники стремятся вытолкнуть их из своего круга, а школа объединяет таких учеников в «коррекционные» классы. Впрочем, классы эти обычно ничего не корректируют – только удерживают вместе тех, кому и так не очень просто. У этих ребят самые разные проблемы – у кого-то физические (инвалидное кресло, гиперактивность), у кого-то и психологические, и психические. Но обычно в этих же школьниках есть и самое лучшее – ответственность, желание помочь, умение дружить и любить.

Повесть Екатерины Мурашовой – о непростом классе, где у каждого своя грустная история. О том, какие бывают учителя и родители, и какими порой простыми мотивами они руководствуются, чтобы облегчить себе жизнь. Элементы фантастики вплетаются в повествование так естественно, что даже не кажутся фантастическими – просто все так и должно быть, все ведет к напряженному финалу повести. И до самой последней минуты хочется надеяться, что все будет хорошо.

«Умник», «Мисс Черити»

Мари-Од Мюрай (Франция)

Как относиться к человеку, если он своим поведением, своими умственными возможностями сильно отличается от окружающих? Лучше всего – поместить в специализированное заведение, где его будут контролировать, считают многие. Но многие – это не все, и находятся отважные (или даже безрассудные) люди, которые готовы усложнить себе жизнь, чтобы только близкий человек жил нормальной жизнью. Главному герою книги «Умник» Клеберу 17 лет и он забирает из интерната своего брата, чтобы вместе жить в Париже. Оказывается, что это не так просто, как казалось сначала. Но еще оказывается, что многие готовы помочь – даже те, кто изначально был против Клебера и его брата «Умника».

Вторая из переведенных на русский язык повестей – «Мисс Черити» – разбередит душу многим. Ведь вопрос о том, как следовать своему призванию, отстаивать свое мнение, оставаться собой – важный в любом возрасте. А повесть эта тем более интересна, что является практически биографической: в ней описывается жизнь английской писательницы, создательницы знаменитого кролика Питера Беатрис Поттер.

«Пусть танцуют белые медведи»

Ульф Старк (Швеция)

У мамы с папой странные отношения, а потом оказывается, что мама решила создавать другую семью. И кажется, что в этой другой семье подростку Лассе лучше – отчим занимается его зрением, помогает ему внешне стать крутым парнем, делает все, чтобы хорошо пошла учеба. Но Лассе не оставляет странное чувство: все происходящее начинает казаться неправильным.

Шведский писатель Ульф Старк пишет от лица подростка – и порой хочется перепроверить – может, и правда повесть написал подросток? Первая любовь, музыка, одежда, – ведь именно так и происходит все на самом деле! Монолог оказывается настолько откровенным, признания – честными, а решения – категоричными, что и родителям имеет смысл прочитать повести Старка: вспомнить, понять и осознать, что это за возраст, условно названный подростковым…

… список книг и авторов довольно большой, но, естественно, не окончательный. Главное, что их объединяет – все они, иногда весело, иногда грустно, иногда загадочно, иногда просто, но всегда откровенно и умно говорят с ребенком о его проблемах на его языке.

Приятного и полезного вам чтения!

Фото сайта culture.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте