Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Мы – вместе

УГ - Москва, №29 от 21 июля 2015. Читать номер
Автор:

Сегодня мы стали активными участниками масштабных преобразований в столичной системе образования. Выбранный Департаментом образования вектор на создание и развитие образовательных комплексов дает положительные результаты в решении педагогических задач, создании продуктивной и комфортной социокультурной среды для развития личности. В образовательные комплексы объединились различные по своему уровню и направленности образовательные организации, причем некоторые из них по праву можно считать уникальными в образовательном пространстве мегаполиса.

В настоящее время в состав нашего комплекса – гимназии №1583 входят 9 образовательных учреждений: 5 учреждений дошкольного образования и 4 школы. Наша гимназия уже несколько лет находится в рейтинге Топ-400 московских школ: по результатам образовательной деятельности гимназия в 2012 году занимала 113-е место, в 2013 году – 91-е место, в 2014 году – 39-е место. Она победитель конкурсного отбора городского проекта «Москва – международная школа качества», победитель конкурса на создание ИТ-классов и развитие ИТ-образования в школах Москвы, базовая площадка Академии CISCO, участник национального проекта при поддержке Министерства образования и науки РФ компании ОАО «Ростелеком» «IT-Literacy, или Практические информационные технологии для школьников», участник проекта «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования, участник Школьной лиги РОСНАНО. На нынешнем этапе перед нами стоит задача становления и развития образовательной организации с единой многопрофильной образовательной средой, способной обеспечить жителям многонационального мегаполиса полный спектр услуг, средой, в которой формируют позитивный социальный и культурный опыт ребенка, что обусловлено присоединением к образовательному комплексу средней общеобразовательной школы №157 им. К.А.Керимова с этнокультурным азербайджанским компонентом.Смыслом формирования единого многопрофильного образовательного пространства стало взаимоусиление конкурентных преимуществ объединяемых образовательных учреждений, дающее синергетический эффект для более полного и качественного удовлетворения потребностей.Формирование единого многопрофильного образовательного пространства позволит обеспечить: – многопрофильность образования (расширение выбора профилей обучения на средней и старшей ступени обучения, включая открытие редких профилей, которые ранее были востребованы сравнительно небольшим числом учащихся, что способствует расширению возможностей социального лифта для участников образовательного процесса); – преемственность и непрерывность образования (осуществление преемственности программ при переходе из детского сада в начальную школу, из начальной школы в среднюю, из средней школы в старшую, сокращение адаптационного периода за счет взаимодействия учителей и воспитателей, психолого-педагогического сопровождения); – создание единого педагогического коллектива (организация стратегических сессий, совместное проектирование и моделирование, взаимозаменяемость педагогов и воспитателей в структурных подразделениях комплекса); – учет стартовых возможностей детей; единой идеологии и концепции развития (формирование совместными усилиями единой идеологии, концепции и программы развития комплекса на основании стандартизованных подходов к обучению и воспитанию по средствам стратегирования, проектирования и моделирования); – международное сотрудничество (многопрофильный образовательный комплекс станет более значимым и существенным потенциальным партнером для зарубежных школ и вузов, которые будут заинтересованы в организации совместных мероприятий, школьном обмене, обмене опытом и наработками между педагогами, культурном взаимодействии); – «Изюминки в одной корзине» (достоинства объединенных учреждений (школ и детских садов), в том числе таких, как школа «Маленький гений», Школа юного филолога, Школа юного математика, Центр работы с одаренными детьми, Центр изучения иностранных языков), будут доступны всем детям многопрофильного образовательного комплекса.Кроме того, появление крупных образовательных комплексов в Москве создает пространство для организации межкультурной и поликонфессиональной среды, где единство не отрицает многообразия и культурных особенностей. Актуальной задачей современной образовательной организации в московском мегаполисе становится выстраивание дружественных и уважительных отношений между учащимися, принадлежащими к разным культурам, конфессиям, этносам. Наряду с этим есть задачи сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации, которое основано на знании русского языка и русской культуры, воспитания гражданина и патриота России. Напряженность межнациональных и межконфессиональных отношений не возникает там, где есть совместное построение замысла будущего для территории проживания, согласование целей построения будущего и способов их достижения, понимание разности культурных, этнических или конфессиональных оснований участников совместной деятельности, взаимопонимание.С учетом того что в образовательный комплекс вошла школа с этнокультурным азербайджанским компонентом, возникла необходимость не только сохранения, но и развития для этого направления в рамках этого комплекса. Для этого мы создаем школьный клуб межкультурного сотрудничества и межнационального взаимодействия «Культурный диалог». Эффективное развивающее клубное пространство образовательного комплекса, направленное на успешное взаимодействие представителей разных культур и национальностей, предполагает движение в нескольких направлениях и плоскостях. Силами нашей образовательной организации запущены различные направления работы клуба (художественное, историческое, социально-политическое), намечен календарный цикл мероприятий с возможностью представлений городу результатов работы клуба. Наша образовательная организация исходя из стратегических задач и направлений работы клуба устанавливает связи с социальными партнерами (вузы, культурные центры) с тем, чтобы часть задач можно было решать средствами привлеченных организаций.Основное содержание деятельности клуба по каждому направлению – углубленное изучение культуры и культурных пересечений и взаимопроникновений в исторической, духовной, эстетической и политической сферах, выявление и обнаружение общих мест, позитивного совместного опыта, разбор проблем и противоречий, затрудняющих кросс-культурную коммуникацию. При этом методологической основой стало выявление культурных оснований каждой из позиций, их предъявление и коллективное обсуждение.По форме клуб захватывает внеурочную, проектную деятельность и дополнительное образование. По тематике направлений клуба мы проводим специально выстроенные занятия, курсы по выбору (история, обществознание, литература), обучающиеся участвуют в различных проектах, инициированных клубной активностью (образовательных, социальных, культурных), и занимаются своими проектами, в том числе в кружках, студиях и секциях.В деятельности клуба межкультурного сотрудничества и межнационального взаимодействия находят свое отражение несколько модулей.    Модуль 1. Формирование детско-взрослой образовательной общности, построенной на основе ценности межкультурного, межконфессионального и межэтнического взаимодействия и взаимопонимания.     Модуль 2. Формирование этнической идентичности, знание основ родной культуры посредством элективных курсов, отдельных занятий, внеурочных мероприятий, элементов празднично-событийного цикла, работы кружков и секций системы дополнительного образования. При этом обязательные области знания – история, культура, литература, музыка, танец, живопись, архитектура, киноискусство, родной язык, достижения науки и технической мысли, традиции, значимые для национальной культуры люди.    Модуль 3. Обеспечение детско-взрослых кросс-культурных исследований. Формами работы этого модуля становятся не только детские и детско-взрослые исследовательские коллективы, работающие по заданным темам, но и традиционно проводимые в школах конференции по результатам исследований или публикация результатов работы.     Модуль 4. Обеспечение детско-взрослых проектов, направленных на повышение качества жизни, в том числе на территории округа и города.    Модуль 5. Детско-взрослые исследования и проекты формирования идентичности, социологические и политологические исследования российских и мировых тенденций в молодежной среде.Необходимость проведения такой работы была подтверждена время моей поездки в Баку 5 мая 2015 года на конференцию «Актуальные проблемы азербайджановедения», посвященную 92-летию Гейдара Алиева. В школах Баку я увидела стремление к сохранению прочных связей с Россией, в том числе через преподавание школьных предметов на русском языке, освоение элементов русской культуры. Поэтому и в Российской Федерации необходимо создавать условия для сохранения культуры народов ближнего зарубежья.В рамках нашего образовательного комплекса созданы все условия для получения качественного гимназического образования всеми обучающимися, для сохранения и выстраивания дружественных и уважительных отношений между обучающимися, принадлежащими к разным культурам, конфессиям, этносам. Важно сохранять единое образовательное пространство Российской Федерации, которое основано на знании русского языка и русской культуры, воспитании гражданина и патриота России, что необходимо в многонациональном мегаполисе, где каждый может сказать: «Я – представитель своего этноса», «Я – россиянин», «Я живу в содружестве народов», «Я гражданин мира».Светлана ДВОРЯНЦЕВА, директор гимназии №1583


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту