search
main
Топ 10
Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Одаренные школьники Сочи получили именные премии Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях На Госуслугах заработал сервис по приему заявлений в колледжи
0

​Мы читаем, чтобы полноценнее жить. Юность. Наука. Культура

Чтение художественной литературы – всегда для удовольствия. Всегда. Никогда не читайте ничего ради каких-то анализов. Главное, что нужно любому человеку, – это читательская культура: без нее не будет ни мышления, ни сколько-нибудь нового текста, ни – главное! – никакого удовольствия от чтения. Если вы читаете текст с единственной целью – написать «анализ», вы провалите работу: она выйдет мертворожденной, скучной и бесцветной. Учитель, может, и будет доволен «правильностью» работы, ее соответствием учебнику – но думать и ярко писать вы не научитесь.

Проблема в том, что за рациональное, «головное», восприятие художественного текста (которым занимается литературоведение) и за получение удовольствия от текста (без которого невозможно сочинять в принципе) отвечают разные полушария мозга. Левое всегда отвечает за анализ, правое – за синтез. Левое – за схемы, структуры, причинно-следственные связи, формулировку выводов; правое отвечает за создание образов, за эмоции, фантазию, творчество. Художественное произведение – больше, чем просто сюжет или «набор смыслов». Его нельзя просто «разложить по полочкам», ведь это произведение искусства, живое, полное чувств, намеков, интонаций. Давно умерший автор через воображение и эмпатию обращается к нам. Он писал не для того, чтобы его «анализировали». Он хотел высказаться и хотел быть услышанным. Он надеялся на то, что его слово дойдет до нас. Пока книга не имеет читателя – она мертва. Оживить ее может только человек, читатель, настроенный на волну автора. Автор ждал от нас не сухого анализа, он ждал сотворчества. Пропуская художественный текст через себя, через призму своей личности, мы приращиваем его собственными смыслами и ассоциациями; это и значит сотворчество. И, хотя текст является частью нашей картины мира, надо помнить, что хорошая литература создается правополушарными, не задумывающимися об анализах, людьми, чуждыми штампу и условностям. Ничего великого не рождается без любви. Великое не бывает бездушным. Помните об этом, занимаясь поисками смыслов в произведении. Сначала читаем без всяких «задних» мыслей, отдаваясь удовольствию чтения полностью. И книга откроется. Пусть вас нисколько не беспокоит, что в учебнике написано не так, как вам почувствовалось. Научившись по-настоящему читать, вы легко сможете писать на любую заданную тему: ведь в школе все построено на левополушарном подходе, и, будучи потрясенными красотой и мощью духа старого рыбака, вы уж как-нибудь справитесь с задачей – определить «нравственную проблематику» хемингуэевского «Старика и моря».Мы читаем, чтобы полноценнее жить, чувствовать и мыслить. В конкурсе «Золотая ветвь» Малой академии наук «Интеллект будущего» учат именно этому. Мысль и чувство – единое. Не отмахивайтесь от чувств, даже когда вам предлагают задуматься над смыслом.Цель смыслового чтения – максимально полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Нужно внимательно вчитаться в текст. Внимательное вчитывание – начало искусства аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Елена ГРЕКОВА, эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат философских наук, г. Хвалынск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте