Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Мы читаем, чтобы полноценнее жить. Юность. Наука. Культура

Учительская газета, №05 от 31 января 2017. Читать номер
Автор:

Чтение художественной литературы – всегда для удовольствия. Всегда. Никогда не читайте ничего ради каких-то анализов. Главное, что нужно любому человеку, – это читательская культура: без нее не будет ни мышления, ни сколько-нибудь нового текста, ни – главное! – никакого удовольствия от чтения. Если вы читаете текст с единственной целью – написать «анализ», вы провалите работу: она выйдет мертворожденной, скучной и бесцветной. Учитель, может, и будет доволен «правильностью» работы, ее соответствием учебнику – но думать и ярко писать вы не научитесь.

Проблема в том, что за рациональное, «головное», восприятие художественного текста (которым занимается литературоведение) и за получение удовольствия от текста (без которого невозможно сочинять в принципе) отвечают разные полушария мозга. Левое всегда отвечает за анализ, правое – за синтез. Левое – за схемы, структуры, причинно-следственные связи, формулировку выводов; правое отвечает за создание образов, за эмоции, фантазию, творчество. Художественное произведение – больше, чем просто сюжет или «набор смыслов». Его нельзя просто «разложить по полочкам», ведь это произведение искусства, живое, полное чувств, намеков, интонаций. Давно умерший автор через воображение и эмпатию обращается к нам. Он писал не для того, чтобы его «анализировали». Он хотел высказаться и хотел быть услышанным. Он надеялся на то, что его слово дойдет до нас. Пока книга не имеет читателя – она мертва. Оживить ее может только человек, читатель, настроенный на волну автора. Автор ждал от нас не сухого анализа, он ждал сотворчества. Пропуская художественный текст через себя, через призму своей личности, мы приращиваем его собственными смыслами и ассоциациями; это и значит сотворчество. И, хотя текст является частью нашей картины мира, надо помнить, что хорошая литература создается правополушарными, не задумывающимися об анализах, людьми, чуждыми штампу и условностям. Ничего великого не рождается без любви. Великое не бывает бездушным. Помните об этом, занимаясь поисками смыслов в произведении. Сначала читаем без всяких «задних» мыслей, отдаваясь удовольствию чтения полностью. И книга откроется. Пусть вас нисколько не беспокоит, что в учебнике написано не так, как вам почувствовалось. Научившись по-настоящему читать, вы легко сможете писать на любую заданную тему: ведь в школе все построено на левополушарном подходе, и, будучи потрясенными красотой и мощью духа старого рыбака, вы уж как-нибудь справитесь с задачей – определить «нравственную проблематику» хемингуэевского «Старика и моря».Мы читаем, чтобы полноценнее жить, чувствовать и мыслить. В конкурсе «Золотая ветвь» Малой академии наук «Интеллект будущего» учат именно этому. Мысль и чувство – единое. Не отмахивайтесь от чувств, даже когда вам предлагают задуматься над смыслом.Цель смыслового чтения – максимально полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Нужно внимательно вчитаться в текст. Внимательное вчитывание – начало искусства аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Елена ГРЕКОВА, эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат философских наук, г. Хвалынск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту