search
main
0

​Конкурсная работа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Белгорода, Белгородская область.

“Школа № 11 расположена на окраине города, в районе, который ещё недавно называли промзоной, где в основном были предприятия, общежития и частный сектор. Да и сегодня школа с 60-летней историей остается единственным в микрорайоне средним общеобразовательным учреждением, в котором учится более 1200 учеников…”

Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

Из опыта работы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

“Средняя общеобразовательная школа № 11” г. Белгорода

Правило 1. Знаю, чего хочу. Определяю ориентиры, расставляю приоритеты, обозначаю цель. Если знаешь ЗАЧЕМ, то найдешь средства и решишь «КАК». Главное – настойчиво двигаться вперед, придерживаться плана и не забывать о цели, о которой всегда мечтали. Не отступать, как бы тяжело не было. Верить в себя. И уверенно идти по пути к успеху. Но на пути к большой Цели необходимы маленькие победы. Это укрепляет веру и сплачивает коллектив.

Правило 2. Кадры решают все. «Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет». Необходима команда профессионалов-единомышленников, которой можно доверять, готовой идти по пути развития.  И мы вместе начинаем создавать новую школу, где каждому ребёнку, по нашему замыслу, будет интересно и комфортно.  Привлекаем молодых учителей. Они генераторы новых идей, способные мыслить нешаблонно, не боящиеся рисков и сложностей. Опытные профессионалы – залог стабильности развития. Наличие в школе ветеранов – залог сохранения традиций и гарантия доли рациональной критики. «Позитивная оппозиция» – условие принятия конструктивных решений.

Правило 3. Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения (Ф.М. Достоевский). Придумайте идеи, разработайте проекты, которые на первый взгляд покажутся вам безумными. Поделитесь ими с коллегами. И обязательно найдется учитель или ученик, который предложит вам нестандартное решение и реальные пути их воплощения. И это позволит сделать «рывок» к успешности и заинтересовать большую часть коллектива, уставшего от «стандартных» мероприятий и проектов.

Правило 4. Научитесь преодолевать трудности.  Именно это качество во многом определяет успешность. Успешный человек – это тот, кто двигается от одной неудачи к другой без потери энтузиазма. Насколько актуальные слова в наше время! Безусловно, никто не предлагает создавать искусственно трудности в коллективе, чтобы сократить дорогу к успешности, но помогать преодолевать их, оказывать поддержку тем, кто в этом нуждается надо.  Просто убеждайте не останавливаться на достигнутом.

Правило 5. Стимулируйте коллектив к активной деятельности.  Для этого продуктивнее можно использовать время на переменах, вне уроков. Пусть в школе всегда царит атмосфера «живой» деятельности: обсуждение школьных вопросов, подготовка к мероприятиям, конкурсам, соревнованиям. Важно чтобы в неё включены были все. Больше общайтесь с детьми в неформальной обстановке, чтобы все могли ощутить радость и удовлетворение от совместной деятельности.

Правило 6. Измени внутреннюю обстановку в школе.  Успешность во многом определяют условия, в которых работает коллектив. Атмосфера комфортности располагает к творчеству, желанию познания. Оборудуйте игровые и развивающие зоны в школе и на территории, осовременьте стенды, продумайте дизайн помещений. Привлекательность – залог успешности.

Правило 7. Знай тех, кого учишь. Дети индикатор наших успехов.  Оттого сколько знаний, душевных сил мы вкладываем в детей, зависит результат нашей работы и уровень профессионализма.  Поэтому стремитесь к поиску новых форм работы с детьми, не повторяйтесь и не пробуксовывайте, дайте детям больше самостоятельности, не останавливайте их, когда у них появляется желание поделиться впечатлениями о новой книге и фильме на уроке, даже если это урок математики. Поддержите разговор. Поверьте, вы узнаете много интересного о своих детях. Импровизируйте на уроке. Не бойтесь учиться у детей.

Правило 8. Не стремись всё сделать сам. Ищи тех, кто может сделать лучше. Разделяй ответственность. Тогда это будет ОБЩЕЕ ДЕЛО, а не реализация волевого решения. Формируйте внутреннюю организацию жизнедеятельности коллектива. Это достигается распределением обязанностей. У каждого члена коллектива должно быть постоянное поручение, выполнение которого позволит всем членам чувствовать свою сопричастность к общему делу и личную ответственность за благополучие всей команды. Активнее привлекайте социальных и сетевых партнеров, родителей.

Правило 9. «Учение с увлечением нужно всем без исключения!» С. Соловейчик.  Мы сами выбрали профессию учителя.  Сами приняли решение работать в школе. При этом понимали, что работа не будет ограничиваться только уроками. Ни что так не сближает и не располагает к успешности как возможность неформального общения.

Правило 10. Умей признавать ошибки.  Мы все по жизни их делаем. Стоит ли их признавать?  А может тихо обойти эту ситуацию. В принципе можно. А что подумает коллектив, ученики. А если все пойдут по этому пути.  И здесь мы можем потерять главное, ради чего воспитываем детей и работаем в школе – ДОВЕРИЕ. Уметь признавать ошибки – дано не каждому. Это прерогатива смелых и сильных духом людей.  Будьте такими!!!

Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

Школа № 11 расположена на окраине города, в районе, который ещё недавно называли промзоной, где в основном были предприятия, общежития и частный сектор. Да и сегодня школа с 60-летней историей остается единственным в микрорайоне средним общеобразовательным учреждением, в котором учится более 1200 учеников.

Но сейчас в школьных коридорах тишина. Идут уроки.  И за каждой дверью кипит жизнь.

…Здесь урок английского языка. По четким диалогам, быстрой речи и взрывам смеха можно сразу можно определить – урок ведет Андрей Федотов, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

…А вот в зеленом классе урок изобразительного искусства. Для творчества и вдохновения, наверно, так и надо. А сколько сил было приложено, чтобы его создать.

…А в спортивном зале кадеты готовятся к соревнованиям. Об этом можно догадаться… по звону карабинов. Команда только что приехала из Тамбова, где стала победителем Центрального федерального округа. А впереди всероссийские соревнования. Вместе с учителем Маховым Игорем Игоревичем они верят в успех.

А где-то здесь обычно занимается 11 класс. Но они сегодня в учебном комбинате ЖБК, где осваивают строительную профессию. А с ними, как и всегда, Проскурина Наталья Петровна, победитель конкурса лучших учителей России.

И за всем этим, за каждой школьной дверью, за этой кипучей жизнью стоит труд моих коллег, наших учителей. Здесь и мой труд.  И может быть не всегда эта работа заметна, но, если всё работает как хорошо смазанный механизм, значит, команда в школе есть.

Школа – это, действительно, большой корабль. Он всегда плывет в ту сторону, в которую его направляют. Конечно, корабль как-то плавал и до меня и, возможно, и сейчас смог бы поплыть без капитана. Но… в какую сторону он поплывет, с какой скоростью, с каким оснащением и с какими результатами?!

Сегодня меня, директора школы, можно назвать капитаном этого корабля. Но так сложилось, что свою педагогическую деятельность учителем начальных классов начинала именно в этой школе, и через 29 лет вернулась сюда директором.

Наверное, сравнение школы с кораблем может показаться банальным штампом. Но для меня это было совсем не так. В первые недели работы делалось всё, чтобы «не пойти ко дну». Этой махиной надо было управлять, а это не только уроки, но и питание, безопасность, досуг и тысяча разных людей: коллеги, родители, ученики. И главным стало создание команды, команды профессионалов-единомышленников, где у каждого есть своё место, свои обязанности. А сейчас за то, что мы не просто «на плаву», но идем уверенно, можно не волноваться.

Но скажу честно, от привычки всё делать самой, во всё вникать избавилась не сразу. Только когда поняла, что управленческая команда не просто набрана, а действует.  Так был заложен первый кирпич в фундамент наших успехов.

Сегодня в команде заместителей есть и молодежь. Все они –  профессионалы своего дела, активные участники международных форумов и профессиональных конкурсов. Возвращаясь откуда, они привозят новые идеи, увлекают ими и уже сами ищут единомышленников для воплощения задуманного.

Еще одним шагом к успеху считаю привлечение в школу молодых учителей. Необходимо было сломать стереотипы и включить в образовательный процесс новые лица, которые не связаны с ситуацией «как было», но являются символом ситуации «как будет». И это получилось. Рядом с ветеранами-хранителями традиций, крепкими профессионалами среднего возраста – 35 молодых учителей. Конечно, стабильность развития обеспечивают опытные авторитетные педагоги, но все прорывные идеи связаны с молодежью. Сегодня востребованы мероприятия практико-ориентированного характера, живые, опирающиеся на реальные потребности детей. И на такое быстрое реагирование, естественно, способна только молодежь. Именно поэтому в учреждении была сделана ставка на молодых и сегодня в школе 45% педагогов имеют возраст до 35 лет, 14 из которых – молодые педагоги-мужчины. Педагоги-мужчины – особый повод для гордости школы. 5 из них – победители и призеры профессиональных конкурсов всероссийского, областного и муниципального уровней. Это «команда прорыва», активная, творческая, креативная, способная успешно обучать ребят на современном уровне.

И обучает! 1200 мальчишек и девчонок, таких разных, но удивительно интересных и непредсказуемых.

Но для успешного развития, движения всегда нужна идея. Такую идею трудно изобрести, её надо брать из жизни. В школе, где много детей из непростых семей, «трудных подростков», школе района, где практически нет учреждений дополнительного образования, мест досуга, главным стало увести детей с улицы, дать им и место общения, и возможность проявить себя, показать им новые горизонты, показать, что есть другая наполненная смыслом и событиями жизнь, другие ценности, открыть им новые горизонты. Важно было их убедить, что у них есть шанс самим изменить свою жизнь, тем более что многие семьи, в которых воспитываются наши ученики, не могут им в этом помочь, так как сами оказались не адаптированы в нашем обществе.

Вхождение в нормальный мир общения и человеческих отношений помогли клубы. Сегодня их уже несколько, а начиналось всё с туристско-спортивного клуба «РазМАХ». Именно он стал плацдармом, с которого началось наступление в новую жизнь. Именно он показал ребятам, что такое чувство локтя, что значит идти в одной связке, принимать решения, нести ответственность не только за себя, но и за других. И конечно, он дал определенную порцию острых ощущений, но совсем других, не тех, что на улице. А потом появились спортивный клуб «Крейда» (так называется район, в котором находится школа) и гражданско-патриотический клуб «Ориентир». Он вырос из походов по родному краю, интереса к истории и традиции тех мест, где проходили туристские маршруты. Сегодня уже активно работает и детско-взрослый клуб народной культуры «Проталинка».

Сегодня в школе нет правонарушителей, а клуб – победитель всевозможных соревнований. И в этом мы видим успех нашей работы.

Я думаю, что ощущение «Не такие, как все» знакомо многим и ученикам, и директорам окраинных школ, отдаленных территорий. Это синдром фантома – все слышали, но мало кто был и знает, что там на самом деле. Как ни странно, ощущение собственной значимости, уверенности, что многое можно ещё поправить в собственной жизни, дало моим ученикам соседство с социально-реабилитационным центром и центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Это научило наших школьников сопереживать и помогать тем, кому хуже и больнее, научило понимать, что есть такие жизненные обстоятельства, от которых не застрахован никто, помогло бережнее относиться к окружающим.  А воспитанникам этих учреждений вхождение в нашу жизнь позволило приобрести уверенность, чувство стабильности и определенного комфорта никто не смотрел на них как на «белых ворон». И поэтому, выйдя из центра, эти дети не утрачивают связи со школой, они продолжают активно участвовать в школьных мероприятиях.

Еще одним успешным своим управленческим шагом считаю решение дать детям ощущение уверенности в своем завтрашнем дне.  Не люблю словосочетание «сложный социальный контекст», но именно в таком многие мои ученики и живут. И у них должен быть своеобразный страховочный парашют, и этим парашютом стала рабочая профессия, которая есть в руках выпускников, и мы все знаем насколько это востребовано. Как бы потом не сложилась жизнь, какой бы вуз не выбрали выпускники, у них есть специальность и есть предприятие, которое готово предоставить им рабочее место. И решение данной задачи невозможно бы было, если бы не социальный партнер –  ЖБК. Комбинат не просто учит, он показывает, что заинтересован в новых рабочих руках. Дети проходят там практику, имеют возможность заработать летом, а это значит – собрать себя в школу, реализовать какую-то мечту, а после окончания школы быть уверенным, что они кому-то нужны.  Занятость учащихся на производстве повлияла и на снижение количества правонарушений.

Сотрудничество с ЖБК убедило нас в том, что главным условием управленческого успеха является поиск адекватных ресурсов его достижения. Избитая фраза – «один в поле не воин» – перестает быть таковой, когда она связана с управлением вообще, а особенно с управлением школой, а значит управлением, прежде всего, развитием детей. Для того чтобы реализовать задуманное, нужна команда единомышленников, нужны союзники, социальные партнеры, кадры, способные «сказку сделать былью». И такая команда работает.  Социальное партнерство школы активно осуществляется с общественными организациями, организациями культурно-досуговой и спортивной деятельности, расположенными как в центре города, так и на территории Крейды.

Когда-то, если в дверях кабинета директора появлялась группа разновозрастных «ходоков» – это означало одно – ЧП. Сейчас таких групп мы стали бояться меньше. Чаще это «А у нас есть идея». И то, что создана атмосфера творчества, что своими задумками учителя опять идут к директору, это тоже можно считать технологией успеха.

Это завтра мы будем думать, где достать ресурсы на реализацию идей, с кем заключить договор, кого и куда отправить на курсы. А сегодня главное, что есть идея для следующего успешного шага.

Так появились наши кадетские классы с направлением «Спасатели МЧС». За 5 лет количество кадетских классов выросло с 6 до 15 классов, и сегодня каждый 3 учащийся основной и средней школы получил звание «кадет». Направление это не новое. Но для микрорайона Крейды, школы № 11 и жителей микрорайона это был серьезный шаг, который должен был изменить отношение родителей к школе, привлечь новых социальных партнеров, расширить возможности общения наших обучающихся со сверстниками из других школ.

Вот так мы постепенно движемся к нашим успехам.  И сегодня можно сказать, что изменился имидж школы. Из школы, расположенной в промышленной зоне, она стала конкурентоспособной и достаточно успешной. И подтверждением тому – наши результаты. Мы – лауреаты областного конкурса «Школа года-2015». В 2016 г – школа занесена на городскую Доску почета в номинации «Лучшее общеобразовательное учреждение».

Завтра новый школьный день. Завтра снова на уроки придут ученики и учителя, молодые и опытные, которые только начинают работать и у которых за плечами сотни проведенных уроков. Но все они независимо от возраста и класса ждут от нас Поддержки и Понимания. Всего того, что, наверное, определяет успех. И мы верим в то, что вместе у нас все получится!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте