12 апреля 2021 года будет отмечаться один из самых значимых юбилеев в мировой истории – 60‑летие полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
Мы, взрослые, уже привыкли к тому, что нас окружает, и порой не замечаем или не хотим замечать в круговерти повседневной жизни ежедневные чудеса, которые происходят вокруг нас. К счастью, рядом с нами всегда есть те, кто готов нам помочь своей любознательностью испытать радость от забытых впечатлений. Это наши дети-дошкольники. Возраст с 3 до 5 лет называют возрастом почемучек – это время бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». В этот период дети наиболее активно познают мир, ведь он такой большой и интересный, им хочется узнать про него абсолютно все! Интересуясь всем на свете, они делают свои маленькие важные открытия. Детская любознательность дает взрослым возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей, увидеть чудо в обычных вещах. А что может быть чудеснее, чем наблюдение за звездным небом?!
Тема космоса всегда была и будет интересна детям как что-то таинственное, волшебное, неизведанное. Дети в отличие от взрослых не разучились смотреть на небо и звезды, мечтать, фантазировать, они умеют удивляться! А как известно, именно с удивления возникает познавательный интерес! Мало кого из детей и взрослых могут оставить равнодушным мерцающие звезды или пролетающие кометы (надо обязательно успеть загадать желание!). Как хорошо, когда интерес к познанию окружающего мира – основа развития личности ребенка – закладывается совместными усилиями семьи, детского сада, школы.
Уже третий год в школе №1554 для детей старшего дошкольного возраста гостеприимно распахнула свои двери «Детская космическая школа». Мы решили так назвать проект, который продолжается несколько лет и уже дал свои первые результаты. А началось все с удивительной поездки в Звездный городок. Несколько лет назад наши родители организовали для своих детей экскурсию в Центр подготовки космонавтов. Это было незабываемое путешествие! Ведь дошколята своими глазами увидели первую ступеньку вверх, откуда начинается путь в космос, путь к звездам, путь к мечте!
В Центре подготовки космонавтов детям рассказали об истории покорения космоса, показали тренажеры, экипировку космонавтов, части космической техники, но самое интересное было впереди! Восторгу ребятни не было предела, когда они наблюдали за тренировкой в гидролаборатории самых настоящих космонавтов! С нескрываемым восхищением дети следили за каждым движением экипажа! По дороге домой ребята и взрослые делились впечатлениями. Было очень интересно! После погружения в космический мир никто тогда и не подумал, что экскурсия станет началом захватывающих историй, путешествий, а для кого-то – первыми шагами в профессию.
Профессионализм педагогического коллектива позволил открыть на базе одного из зданий школы городскую экспериментальную площадку по теме «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» под руководством к. п. н. С.В.Кожокарь. В ходе экспериментальной работы педагоги подготовили методический и наглядно-иллюстративный материал: конкурсы, утренники, дидактические пособия, игры, такие как «Звездное небо», «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Планеты Солнечной системы», «Космонавты» и другие. Подобрали стихи, загадки о космосе, пословицы и поговорки о космических объектах и явлениях. В прошлом году вместе с родителями дети посетили Музей космонавтики и авиации, съездили в Калугу, на родину основоположника космонавтики К.Э.Циолковского.
За это время мы апробировали серию интерактивных занятий, посвященных космической тематике, связанных как с реальным, так и с воображаемым содержанием. Такие, например, как «Полет на Ленивию». Ленивия – это далекая планета, на которой живут очень ленивые люди, и от этого происходят все беды. Дети, получив сигнал SOS, в составе экипажа «Звездолета-13» поспешили отправиться в далекую экспедицию, чтобы прийти на помощь жителям планеты. Во время «космического путешествия» дошкольники вместе с воспитателем проводили научные эксперименты, предлагали свои варианты решения экологических проблем, таких как утилизация мусорных отходов, разрабатывали экспериментальное космическое меню, обсуждали и другие вопросы космической науки.
Очень увлекательным получилось занятие «История возникновения ручки». В ходе занятия ребята не только узнали, откуда она появилась, но и предприняли попытку сконструировать космическую ручку! Когда это занятие было представлено на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года», некоторые педагоги нас критиковали за то, что мы вводим детей в заблуждение. Ведь космическая ручка уже существует! Конечно, это все игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольников, но и в игре может родиться истина. Стоит сказать, что именно это занятие принесло нам победу на конкурсе.
Вместе с научными руководителями д. п. н С.А.Козловой и к. п. н. С.В.Кожокарь наши воспитанники совершили «Большое космическое путешествие» по просторам Вселенной, во время которого в совместной деятельности взрослые и дети решали одну общую задачу. В программе полета принимали участие экипажи «Королев», «Гагарин», «Циолковский». Дети и взрослые узнали, какую практическую пользу приносит работа в космосе, какие космические технологии внедряются в жизнь на Земле, например застежка-липучка, насколько важна роль искусственных спутников, без которых невозможно представить современное телерадиовещание, метеорологию, навигацию.
Наша работа с воспитанниками строилась на взаимодействии и сотворчестве педагога и ребенка. Образовательный процесс был построен так, чтобы дети имели возможность заниматься в разновозрастной группе, задавать вопросы, выдвигать свои предположения, не опасаясь сделать ошибку. Одним из важных условий взаимодействия в команде было умение договариваться. В ходе своей деятельности мы использовали интегрированный подход, взаимосвязь разнообразных методов, форм организации различных видов деятельности ребенка, включая непосредственно образовательную, исследовательскую, музыкальную, изобразительную, игровую, театральную и другие виды, а также организацию самостоятельной деятельности детей. Особое внимание уделяли созданию условий, способствующих ознакомлению детей с космическими объектами и явлениями природы, продумывали организацию эколого-развивающей среды. Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей (проведению опытов, наблюдений), а также играм – сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим.
Когда наши ребята подросли, эстафету преемственности приняла школа – педагоги, которые прививали интерес к точным наукам, способствовали формированию технического мышления: Вера Брониславовна Титс, Ольга Владимировна Малеева, Елена Владимировна Вылегжанина. Так, например, учитель физики Ирина Владимировна Шанкина, в свое время окончив МАИ, факультет космонавтики, и пройдя переподготовку в МИОО, пришла работать в школу. Уровень ее образования дал возможность предлагать ребятам увлекательные дифференцированные задания, что способствовало появлению интереса к профессии инженера. Поэтому, сдав экзамены, ребята были уверены в том, куда пойти учиться: только в МГТУ имени Н.Э.Баумана, на факультет, связанный с ракетно-космической отраслью. Став студентами университета, они приняли активное участие в проекте «Воздушно-инженерная школа CanSat в России», проходившем в формате международного чемпионата.
Сегодня уже повзрослевшие наши воспитанники приходят, чтобы поделиться знаниями, доступными для понимания малышей, и снова рассказать о космосе. Вот отсюда и возникла идея проведения совместных систематических познавательных занятий, получивших название «Детская космическая школа». Занятия в ней предполагают виртуальные экскурсии на МКС, дифференцированные задания на различную тематику, использование элементов тимбилдинга, физическую нагрузку, тренировку на точность действий в условиях невесомости и многое другое. Скучно не бывает!
И может быть, у кого-то из наших теперешних дошколят, глядящих на мерцающее звездное небо, возникнет вопрос: «А что там?». Наблюдая за падающей звездой, кто-то подумает: «А почему?» Ребята будут искать ответы на эти вопросы. И смогут ответить на них, но уже позднее. Наверное, ради этого и стоит учиться, работать и жить.
Татьяна САЙГАНОВА, Марина ШИШКИНА, старшие воспитатели школы №1554
Комментарии