Нынешний год объявлен Годом космонавтики. 50 лет назад Юрий Гагарин впервые в истории человечества полетел в космос. С тех пор СССР уверенно лидировал как крупная космическая держава. Однако в 90-е, в начале 2000-х Россия стала терять свои позиции в этом направлении, и, что самое печальное, мальчишки перестали мечтать о космических полетах. Сегодня ситуация стала меняться, в вузах вырос конкурс на специальности, связанные с изучением и освоением космоса, но чтобы ребята были готовы избрать делом своей жизни «космическую» специальность, их нужно готовить к этому со школьной скамьи.
Инкубатор для одаренныхВ этом плане поистине уникален опыт Школы космонавтики в городе Железногорске. По сути, это инкубатор для будущих ученых-физиков и астрофизиков, тех, кто, возможно, когда-нибудь лет через 10-20 окажется в открытом космосе. Школа космонавтики была открыта в 1989 году как краевая физико-математическая школа-интернат в городе Зеленогорске. В Железногорск Школа космонавтики переехала в 1997 году, тогда же была создана база данных «Талант», в нее включены сведения обо всех одаренных в различных областях академических знаний ребятах….Уже первое впечатление от экскурсии по школе буквально ошеломляет. 15-17-летние ребята по манере поведения и уровню развития больше похожи на студентов серьезных вузов, чем на школьников.- Это же не совсем обычные мальчишки и девчонки, а действительно одаренные дети со всего края, – поясняет исполняющая обязанности директора Школы космонавтики Светлана Васильевна Сытникова.За 22 года работы Школа космонавтики стала одним из лучших образовательных учреждений края, где разработана и реализуется краевая программа по работе с одаренными детьми «Дети. Интеллект. Инновации». Главная особенность школы – серьезная исследовательская и проектная работа, которую ведут ребята.- В школе 23 исследовательские и творческие лаборатории, причем практически все выпускники 2010 года, занимавшиеся в них, выбрали вуз в соответствии с профилем, – с гордостью говорит Светлана Васильева.Тематика научно-исследовательских лабораторий профильных классов лежит в области ядерной энергетики, авиации, космоса, биофизики, биотехнологий, уникального приборостроения и современной информатики. Лаборатории оснащены современным оборудованием, здесь ребята под руководством преподавателей школы, а также ведущих специалистов крупнейших наукоемких предприятий 4-6 часов в неделю занимаются самостоятельными научными изысканиями. Нам, к примеру, удалось побывать в уникальной лаборатории дистанционного зондирования земли, откуда можно вести наблюдения за температурой в разных точках планеты, а также делать прогнозы об урожайности в тех или иных регионах, вести разведку полезных ископаемых.Всего, как оказалось, в Школе космонавтики учатся 315 ребят, учащихся 9-11-х классов из 50 районов края. Принципиально то, что жителей Красноярска, Железногорска и Зеленогорска в них только 13 процентов, а вот из малых и удаленных городов края около 30 процентов ребят, из сел – около 58 процентов.- Мы целенаправленно работаем преимущественно с сельскими и удаленными территориями, тем самым выравнивая возможности получения качественного образования именно для таких ребят, – говорит директор школы. – Поступить к нам можно по результатам краткосрочных интенсивных школ «Талант», краевых конференций школьников, интеллектуальных конкурсов и олимпиад. Сегодня обучение идет по 6 профилям – биолого-химический, информационно-технологический, социально-гуманитарный, физико-математический и филолого-лингвистический. Однако уже в прошлом году мы в полтора раза сократили количество гуманитарных классов, к сентябрю 2012 года планируем, что все классы будут физико-математической, естественно-научной и информационно-технологической направленности….Экскурсия по школе очень похожа на путешествие по музею космонавтики. Вот передвижная выставка научно-исследовательских лабораторий космонавтики, причем часть экспонатов – подарки космонавтов. Здесь ребята могут увидеть набор продуктов в тюбиках – странно видеть надпись на тюбике: «борщ», «суп-харчо» или «творог»… Есть тут и инструменты для работы в открытом космосе, модели спутников и ракет, макет ракетоносителя. Кстати, ребята сами делают эти модели.Конечно же, запомнилось посещение планетария. Экскурсию по звездному небу провел бывший выпускник школы космонавтики, а ныне ее молодой сотрудник Иван Дробышев.Заходим в лабораторию физики, где ведет занятия Александр Владимирович Финогенов. 10-й физмат-класс проходит тему «Электричество», у них идет лабораторная работа.- Сейчас многие говорят о падении интереса к физике, я так не считаю. Другое дело, что у нас, конечно, учатся отобранные ребята, 70 процентов из них выбирают ЕГЭ по физике, кроме того, большинство участвуют в олимпиадах по физике, – говорит Александр Владимирович. – Куда большую проблему я вижу в нехватке математических знаний, это сильно сказывается и на изучении физики.Попадаем и в биолого-химический класс на урок биологии.Кристина Кобелева из поселка Солонцы собирается поступать в медуниверситет и очень довольна подготовкой, которую ей дают в Школе космонавтики.Для того чтобы ребята оставались в родном крае, школа сотрудничает в программах целевого набора с ОАО «Информационные спутниковые системы» и Горно-химическим комбинатом, этим предприятиям очень нужны молодые перспективные специалисты. Так, в 2010 году 22 выпускника Школы космонавтики поступили по программе целевого набора в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, все они планируют, окончив вузы, приступить к работе на ОАО «ИСС» и Горно-химическом комбинате.Интенсивные школы «Талант»Оказалось, Школа космонавтики кропотливо выращивает своих будущих учеников. В течение года ее преподаватели организуют краткосрочные интенсивные курсы, которые дают возможность тематического погружения ребят в уникальную творческую образовательную среду Школы космонавтики. Обучение здесь идет по авторским образовательным программам, причем организуются такие школы и с выездом в территории края. Это может быть пятидневная школа во время каникул или серия 3-5-дневных тренингов по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по отдельным предметам. Ежегодно в таких школах принимают участие до 6000 ребят 8-11-х классов из различных районов края. Кроме того, в 1993 году создана заочная школа космонавтики, преимущественное направление – дистанционное сопровождение одаренных ребят из сел и городов края, а также Сибирского региона. За 18 лет по оригинальным программам обучились больше 22000 человек. Ежегодно через дистанционную школу проходит тысяча учеников 4-11-х классов.Наши в «Юношеской восьмерке»Ребята из Школы космонавтики входят в число лидеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и ежегодно принимают участие в ее заключительном этапе по различным предметам. В 2009-2010 году 7 учащихся школы заняли призовые места в краевой предметной олимпиаде, 17 ребят – призовые места во всероссийских предметных вузовских олимпиадах по математике, физике, биологии, информатике. Школьная команда по робототехнике уже два года призер Всероссийского этапа международного чемпионата по робототехнике и входит в состав российской сборной. В 2009 году на международном турнире в Южной Корее в старшей возрастной группе она заняла 4-е место. Еще одно достижение школы космонавтики вывело ее на международный уровень, в 2010 году учащийся школы стал победителем Всероссийского конкурса «Юношеская восьмерка» на право представлять Россию на саммите в Канаде.«Мир конкурсов»В 2007 году в Школе космонавтики открыли виртуальную лабораторию дистанционных конкурсов «Мир конкурсов». Первым стартовал конкурс по компьютерной графике «Любимые мультфильмы», в котором ребятам предлагалось нарисовать своего любимого героя, а также сделать анимационный ролик с его участием. Всего в 2010 году прошло 26 дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсов. …Разноплановая деятельность Школы космонавтики стала возможной благодаря тому, что учреждение еще в 2008 году перешло в статус автономного. Так, дополнительная образовательная деятельность позволила школе в 2009 году заработать 10 миллионов рублей.Кроме того, в Школе космонавтики средняя зарплата учителей достигает 30 тысяч, что гораздо больше, чем в других школах края. …Эту школу можно назвать заповедником талантов. Пожалуй, самое важное, что сюда могут попасть обычные сельские мальчишки и девчонки, родители которых не могут похвастать толстым кошельком. Однако у этих молодых людей есть главное – талант и желание учиться, быть полезными своей стране и своей малой родине…
Комментарии