Одно из самых значительных ежегодных событий в образовании Северной Осетии – республиканский конкурс “Учитель года”. Проходит он весной. На конкурс собираются лучшие учителя РСО-Алания, а победителя чествуют в лучшем концертном зале Владикавказа коллеги и президент республики.
Победители североосетинского конкурса блистают и на Всероссийском финале в Москве. Как складываются их судьбы? К чести республиканского Министерства общего и профессионального образования – благополучно. Конкурсанты востребованы: делятся опытом, учат молодых, становятся директорами школ.
Трех участников Всероссийского конкурса “Учитель года России” 1995, 1999 и 2000 годов мы попросили ответить на пять вопросов:
1. Что изменилось в вашей жизни после участия в конкурсе?
2. Что дал вам конкурс?
3. Вспоминаете сейчас о конкурсе?
4. Какие коррективы вы бы внесли в организацию конкурса?
5. Хотели бы вы еще раз принять участие в “Учителе года”?
Начальник отдела общеобразовательных учреждений Минобра РСО-Алания Зинаида ЛАРИОНОВА и учитель года Северной Осетии-2001 Альбина ХАДАРЦЕВА с президентом РСО-Алания Александром ДЗАСОХОВЫМ
Валентина ГОКИНАЕВА, учитель года Республики Северная Осетия – Алания-1995, финалист Всероссийского конкурса “Учитель года России-1995”:
1. Ничего не изменилось. Я почиваю на лаврах. Заработала авторитет и делаю все, чтобы его поддерживать. До конкурса была директором 2-й школы в Бислане и сейчас им остаюсь. Меня до сих пор называют “играющим тренером”, потому что не проходит ни одного семинара, где бы я не давала открытые уроки. Остаюсь учителем. Ни в коем случае не доминирует директор, не подавляет учительское начало.
2. Моральное удовлетворение от того, что кто-то признал мои заслуги, мои достоинства. Это лестно. Меня это вдохновляет, поддерживает, дает уверенность в себе и одновременно является стимулом, чтобы поддерживать себя в форме.
3. В первую очередь помню переживания. Я не завидую нынешним конкурсантам. Потому что настолько тяжело все это в моральном плане. И еще. Я почувствовала, как много надо работать над собой. Невозможно успокоиться на достигнутом. Если ты здесь чувствуешь себя звездой, то там, среди блистательных педагогов, начинаешь понимать, что тебе многого недостает. Конкурс все-таки в большей степени – стимул. Он показал вершины, к которым необходимо стремиться. Хотя, казалось бы, за годы работы я уже стольких вершин достигла! А на конкурсе оказывается, что они еще все впереди.
4. Прежде чем подводить итоги, не мешало бы и на местах людей увидеть. Человек на своем месте лучше раскрывается, показывает себя яркой личностью. Его можно наблюдать на естественном фоне. А в непривычной обстановке человек не всегда может собраться, показать себя.
5. Удача может дважды не улыбнуться. Тогда я от Осетии впервые попала в “пятнашку”, это было значимо. Если бы при повторном участии я бы осталась где-то на заднем плане, мое самолюбие этого бы не выдержало.
Нина БИГАЕВА, учитель года Республики Северная Осетия -Алания-1999, участница Всероссийского конкурса “Учитель года России-1999”:
1. По приглашению ректора я пришла в институт повышения квалификации, на кафедру русского языка старшим преподавателем. Я довольна, потому что нынешняя моя должность соответствует моим научным склонностям. И у меня остались часы в школе. Параллельно я стала осетинским координатором образовательных программ Красного Креста “Вокруг тебя мир” для учеников 7-8-х классов. Суть программ: на основе сюжетов литературных произведений осуществляется пропедевтика норм международного гуманитарного права.
После конкурса наступает эйфория, когда начинает казаться, что тебе присвоено нечто пожизненное и ты прочно утвердился. Проходит какое-то время, ты понимаешь, что все это только этикетки и для того, чтобы с тобой считались, надо работать.
3. Да, и вот какими наблюдениями я хотела бы поделиться. По существу московский конкурс состоит только из одного этапа – из твоего урока в классе с детьми. Хотя момент самоанализа тоже очень важен, по существу все сводится к уроку. Если ты прошел этот этап, на импровизации гораздо легче. Просто тепличные условия по сравнению с открытым уроком.
На конкурсе сейчас наметилась тенденция: выбирают не того, кто показывает что-то традиционное, а того, кто умеет общаться, кого слышат дети. Ценится, на мой взгляд, не стремление к внешним эффектам, а умение собраться и показать себя таким, какой ты есть, без театральных эффектов. То есть конкурс выявляет личность. Еще одно веяние времени: учитель ездит по конкурсам, участвует в мероприятиях. Вопрос – что в это время делается в школе с его собственным классом? Таких “гастролеров” сейчас много стало.
Людмила БАШАРИНА, учитель года Республики Северная Осетия – Алания-2000, участница Всероссийского конкурса “Учитель года России-2000”:
1. У меня, видимо, настолько сильная мобилизация сил для конкурса произошла, что по возвращении из Москвы наступило полнейшее опустошение. Я не в состоянии была дать обычный урок. А потом еще выступления везде, где можно, – в школах, на собраниях директоров и так далее. Мне задавали вопрос: как вы думаете, стоит ли участвовать в этом конкурсе? Я отвечала – легкой жизни вам никто не обещает. На уровне региона, конечно, легче, тут все свои. Другое дело – на всероссийском уровне. Вроде и веселимся, и смеемся, но стресс страшный получаем. Когда я вернулась, Нина Бигаева мне сказала: согласись, стоит ехать. Да, стоит, несмотря ни на что. Еще спрашивали: сильно наши дети отличаются от московских? Я отвечала, что абсолютно ничем. Единственное отличие – в нашей школе нет ни одного компьютера, а дети по-русски плохо говорят в первом классе, учителям приходится на осетинский язык переходить.
2. Сейчас читаю свои материалы, которые готовила для регионального этапа, и мне становится смешно. Потому что сейчас у меня абсолютно другой взгляд на урок. Другой взгляд на себя. После конкурса становишься солиднее, серьезнее. Допустим, идешь на чей-то урок и уже воспринимаешь его в сравнении с конкурсными. Планка повышается.
4. Я бы изменила условия проведения первого тура. Надо, чтобы все историки, например, давали урок по одной теме. Я понимаю, что для жюри утомительно слушать 10-12 раз одну и ту же тему. Зато тогда проявляются различия. Разные темы требуют разного подхода. Например, у меня был древнегреческий театр, я отталкивалась от катарсиса, на этом строился урок. А у другого конкурсанта была фактологическая тема. Как это можно сравнивать? Если бы тема урока была задана для всех одна, уроки были бы именно конкурсными. Продумать такую тему, которая бы позволила учителю показать себя как на ладони.
Комментарии