Ребятам из школы Звездного городка имени дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова повезло с географией. Их школа находится в уникальном месте – как бы между небом и землей. Рядом живут и готовятся к полетам люди фантастической профессии – космонавты. Как ни привыкли мы к космическим экспедициям, эта профессия остается уникальной. Близкое соседство с Центром подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, его «гравитация», несомненно, влияет на школу, на обучение и воспитание ее питомцев. Это влияние благотворно, поскольку оно стимулирует интерес ребят к учебе.
Школа была построена по инициативе первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина и при его непосредственном участии. Космонавты – постоянные гости школы, где учатся и их дети. И не только гости, но участники школьной жизни. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, две дочери которого в свое время учились в этой школе,
возглавлял родительский комитет. И не как почетный председатель, а работал так, как и положено на этом беспокойном посту, организуя совместную работу педагогов и родителей. По его инициативе сделана пристройка к зданию – школа обзавелась бассейном и просторным актовым залом. Алексей Архипович и с детьми часто беседовал, и вообще вникал во все многообразные школьные дела.
Так уж повелось, что после каждого космического полета к ребятам приходят побывавшие вне Земли герои-космонавты. Это более чем полувековая традиция. На этих встречах, которых дети ждут с нетерпением, нет равнодушных. Помнится, когда впервые приехала в эту школу, о которой шла молва, то попала на урок в десятом классе, который вел космонавт Владимир Коваленок. Ребята забросали его вопросами. В частности, их интересовало, видел ли он Звездный городок в окно иллюминатора. И еще: почувствовав невесомость, не страшно ли оказаться без земного притяжения, не хочется ли поскорее вернуться на планету?
В общем, наставниками питомцев школы Звездного городка, кроме учителей и родителей, стали и наши космические герои, звездные братья. Для ребят, особенно для старшеклассников, они служат примером, если хотите идеалом, они подтягиваются, лучше учатся, хотят выглядеть достойными и солидными. Это очень важно для их взросления. Они знают, что космонавтами и вообще специалистами не становятся слабые, неучи и разболтанные люди, что важны такие качества, как целеустремленность, труд, упорство. И еще – воспитанность.
Это приносит свои плоды. На улицах Звездного городка никогда не встречала подростков курящих, говорящих на уличном языке с жаргоном и непристойными словами, что можно встретить на улицах других городов и деревень.
Пример достойного человека всегда у них на виду. После каждого полета по сложившейся традиции космонавты приходят в школу на встречу с ребятами, рассказывают им о приключениях на орбите, о многосложной работе на борту космической станции, о проводимых ими экспериментах в интересах науки, медицины и производства. В них нуждаются связь, коммуникация, телевидение, мониторинг, навигация и т. д. Исследования в космосе дают такие возможности, от которых захватывает дух. И ребята с интересом слушают своих любимцев-космонавтов и восхищаются ими.
А однажды (это было 1 сентября 2008 года) в кабинете директора школы Елены Николаевны Афанасьевой раздался телефонный звонок «с неба». Это прямо с орбиты звонил выпускник школы летчик-космонавт Сергей Волков, работавший на борту Международной космической станции. Он поздравил учителей и ребят с Днем знаний и пожелал им успехов в учебе.
Благодаря постоянному общению со своими кумирами-космонавтами дети много знают о космонавтике и о том, как она важна для жизни на земле.
С особым интересом ребята встречались с Сергеем Волковым, ведь он учился у тех же педагогов, что и они. У них скопилось немало интересных фактов. И вот учительница английского языка Людмила Николаевна Беседовская предложила ученикам подготовить проект «Космическая династия», где речь пойдет и о Сергее, и об его отце – летчике-космонавте СССР Александре Волкове. Всем понравилась такая идея. И работа началась.
Ребята несколько раз встречались с Александром Александровичем. Им интересно было узнать, что Александр Волков задумал лететь в космос, еще учась в школе. Задумал именно в тот самый день, когда летал Юрий Гагарин, – 12 апреля 1961 года. Поэтому, окончив десять классов, сразу поступил в Харьковское высшее военно-авиационное училище. Это был первый шаг на пути к мечте. Путь оказался долгим и сложным. Несколько лет летал на различных самолетах, и только в 1976 году Александра Волкова приняли в отряд космонавтов. А первый свой полет он совершил почти через десять лет, в 1985 году. Второй его полет состоялся через три года после первого. Случилась нештатная ситуация – не работала антенна, – и Александр Александрович довольно быстро ее устранил. В полете космонавт проводил астрофизические и медицинские исследования, отслеживал полезные ископаемые – нефть, золото, алмазы.
Ребята уже знали, что его сын Сергей еще в детстве сказал отцу, что тоже будет космонавтом, и попросил: «Возьми меня в полет». Конечно, ему было отказано, но в кабине космического корабля ему тогда все же удалось побывать. Сергей усердно учился, особенно много занимался математикой, физикой, физкультурой. Увлекался спортом. Участвовал в различных соревнованиях: по лыжам, плаванию, футболу, теннису. Все эти факты ребята использовали в своем проекте. Он стал победителем на конкурсе «Созвездие».
После этого прошло два года. И вот уже другие ученики Людмилы Беседовской разработали другой проект на ту же тему. Он был посвящен второй космической династии – Юрию Романенко и его сыну Роману. И опять сначала его авторы исследовали путь к звездам Юрия Викторовича. Встречались с ним в музее космонавтики, где Юрий Викторович показывал им космические приборы, объяснял, как ими пользоваться. Впечатлило детей, что он и в юности действовал самостоятельно, руководил своими действиями и поступками. Будучи сыном военного моряка, мальчик тоже собирался стать военным, но летчиком. Однако не захотел никуда поступать, хотя и учился отлично, а пошел работать на завод. Был слесарем, потом бетонщиком. Юноша хотел себя испытать.
Испытал. Повзрослел. И только тогда поступил в Черниговское высшее военно-авиационное училище. А после испытывал самолеты, прыгал с парашютом. Тогда и возникла вторая мечта – покорить космос.
Юрий Романенко дважды побывал в околоземном пространстве. В конце 90‑х его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого опытного космического путешественника. И вот что еще удивило школьников. Оказалось, что Юрий Викторович был первым космическим бардом. Во время полета он по ночам писал песни, музыку и слова к ним. И только недавно вышел диск с его песнями под названием «Голубая планета».
Так же кропотливо ребята собирали факты о сыне Юрия Викторовича – Романе Романенко. Встречались с ним и в школе, и в Центре подготовке космонавтов. Если его отец вначале мечтал о профессии летчика, то Роман уже в двенадцать лет твердо заявил: «Буду космонавтом». До этого он побывал с одноклассниками на экскурсии в Центре подготовки космонавтов. Ребятам предложили испытать себя на крутящемся кресле. У многих закружилась голова. Роман же ничего не почувствовал. И тренер тогда сказал ему: «У тебя отличный вестибулярный аппарат».
Роман окончил то же самое высшее военное училище, в котором учился его отец. Тоже много летал на самолетах. В 1997 году его взяли в отряд космонавтов. И только в 2009‑м его мечта сбылась.
Все, что подростки узнали о жизни и деятельности этих двух космонавтов, они описали в своем проекте, а затем перевели его на английский. Презентация состоялась в школьном актовом зале. На нее пригласили всю космическую семью Романенко. И опять и авторы проекта, и ребята из других классов задавали космонавтам нестандартные вопросы: снились ли им Земля, Звездный городок, не хотелось ли домой?
Еще один выпускник школы Звездного городка, Денис Матвеев, стал космонавтом. Он тоже долго и упорно готовился, и вот недавно, 18 марта, отправился в длительный полет на МКС. Конечно, до этого он не забыл побывать в школе, поделиться своим настроением. Ребята с нетерпением ждали дня старта, посмотрели фильм о Денисе Матвееве, а на космодроме Байконур затаив дыхание наблюдали в прямом эфире феерический взлет гигантского космического корабля. В этот же день корабль «Союз МС-21» состыковался с новым российским модулем МКС.
Конечно, космонавт – профессия исключительная, штучная, и не все, кто желает, смогут ею овладеть, слишком труден и тернист путь к такой мечте. Мало кто из сегодняшних учеников школы станет космонавтом. Однако летчиками будут многие – эта профессия массовая. Им подробное знакомство с космонавтикой и ее профессионалами будет полезно, как и вообще всем ученикам в будущей взрослой жизни, которая потребует умения выбрать профессию, добиться в ней своих высот и построить свою судьбу, преодолевая и себя, и трудности, которые встретятся на жизненном пути.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии