Сегодня нередко говорится о том, что организовать нынешних школьников на уроке, увлечь их предметом становится все труднее – и это касается в равной степени как гуманитарных, так и технических дисциплин. Школьникам быстро надоедает смотреть на доску, копаться в учебниках. Но как только дело доходит до компьютера, они готовы просиживать часами, забывая обо всем вокруг. Вот тут-то и необходимо, на мой взгляд, учителю грамотно использовать данную ему возможность, благо мультимедийные средства обучения, разнообразные учебные пособия сегодня можно найти по каждому предмету, не говоря уже об огромной информационной базе в сети «Интернет».
Я сама преподаю географию и вижу, насколько интереснее и эффективнее становятся наши уроки при использовании таких пособий. Ведь они помогают в поиске информации и дополнительных сведений, дают возможность более яркого диалога ученика с учителем, отсылают постоянно обращаться к учебнику, что делает и работу с книгой (то, к чему мы стремимся) более обдуманной и интересной.
На уроках мы очень часто используем электронные образовательные мультимедийные пособия издательства «Дрофа», которые содержат набор иллюстраций, слайды, видео, интерактивные карты, отображающие объекты, процессы, явления по курсу географии. А главное, они тесно привязаны к учебной программе и содержанию учебника.
Такие пособия на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми яркими, самыми наглядными учебными средствами, позволяющими раскрыться на уроках даже слабым ученикам. Вместо обыденного прослушивания учителя на уроке ученик волей-неволей обращает внимание на экран. Сменяющиеся изображения надолго удерживают внимание школьника. Это позволяет ему не только лучше сосредоточиться и запомнить материал, о котором рассказывает учитель, но и повысить мотивацию и интерес к учебному процессу.
Хочу привести пример использования мультимедийного пособия на уроке «Современная политическая карта мира». Данный раздел содержит ряд обязательно изучаемых блоков, таких как современная политическая карта, типология стран, государственные границы, межгосударственные объединения, конфликты.
Каждый блок представлен интерактивной картой определенной тематики. Во время объяснения материала учитель постоянно обращается к карте. Я сама не раз сталкивалась с тем, что при знакомстве с важнейшими межгосударственными объединениями на обычной карте ученикам тяжело ориентироваться. На интерактивном же пособии данные объединения представлены абсолютно понятно – каждое отдельной картой, диктор комментирует цель организации, дату возникновения, количество стран, входящих в состав. Добавленные фотографии отображают суть излагаемого материала.
После изучения темы ученики могут выполнять предложенную практическую работу на компьютере, а также проверить свои знания, выполнив тренировочные тесты.
Очень непросто дается восприятию учащихся такая тема, как «Солнечная система», изучаемая в курсе природоведения в 5-м классе. И здесь, на мой взгляд, опять может выручить именно хорошая наглядность. При использовании пособия «Дрофы» «Интерактивная модель Солнечная система» у ребят появляется возможность представить местонахождение нашей планеты в Солнечной системе. Они словно путешествуют на космическом корабле. Совершая виртуальные остановки, ребята знакомятся с характеристикой планеты: диктор комментирует состав атмосферы, размеры, наличие спутников. Особенно тяжело учителю на этих уроках показать ребятам созвездия, научить определять местонахождение на звездном небе Полярной звезды. В этом случае к нам на помощь приходит интерактивная карта звездного неба, на которой созвездие Большой Медведицы выделяется ярким цветом.
Широкое распространение в учебном процессе получили и репетиционные диски, в которых представлены современные тренировочные тесты, позволяющие подготовиться не только к контрольным работам, но и к единому государственному экзамену. С помощью интерактивных тренажеров можно проводить отработку умений и навыков учащихся, а автоматическое занесение результатов в электронный дневник успеваемости позволяет сократить время учителя на проверку знаний учащихся.
На сегодняшний день, выпуская огромное количество учебников по всем школьным предметам, «Дрофа» предоставляет и огромный выбор электронных мультимедийных пособий, и это, по мнению большинства учителей, правильный ход учебного издательства. Это огромное подспорье не только ребятам, но и учителям. Богатство и разнообразие методических пособий позволяют проводить уроки на более высоком и профессиональном уровне, главное умело использовать интерес учащихся к компьютеру, направить их деятельность, помочь разобраться в полученной информации, научить ее систематизировать и уметь применять в дальнейшем.
Одним из лучших средств развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся в современном мировом информационном пространстве является также и создание тематических слайдовых презентаций. Через практику создания таких слайдов расширяется кругозор школьников.
В целом электронные образовательные мультимедийные пособия – это тот самый образовательный инструмент, который сегодня, как и хороший учебник, должен быть под рукой у каждого учителя, которым может воспользоваться любой школьник. Они стимулируют интерес к учебе, развивают творчество, фантазию, желание больше узнать. А разве не это для учителя главное?
Елена РОМАНОВА, учитель географии I категории средней школы №107, Москва
Комментарии