search
main
0

Звезда Рождества. Урок русского языка в 4-м классе

Тема «Закрепление знаний о трех типах склонения».

Тема «Закрепление знаний о трех типах склонения».

Цели:

– Совершенствование знаний о склонении существительных, распознавание падежей существительных.

– Развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления; развитие рефлексивных способностей младших школьников.

– Формирование активности, любознательности, беглости и гибкости мышления, внимания.

– Воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, русским традициям.

Ход урока

Класс разбит на 4 группы.

1. Сегодня мы завершаем изучение темы «Склонение существительных». На уроке вы покажите свои знания, умения работать в группах. Помните, нужно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и успех всей группы. Лучшая группа получит право зажечь звезду на елке и украсить ее.

2. Прочитайте пословицу (на доске): «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Как вы ее понимаете?

Какие вы знаете старинные праздники? (Троица, Крещение, Масленица, Пасха, Рождество.)

Долгое время в нашей стране об этих праздниках говорить было не принято, хотя отмечали их во многих домах. Это православные праздники, они всегда занимали важное место в жизни народа, они стали элементами национальной культуры.

А о каком празднике пойдет речь на уроке, вы узнаете, выполнив словарную работу.

Запишите слова столбиком, выделите орфограммы, поставьте ударения (один ученик идет за доску выполнять задание).

Рояль

Обаятельный

Желтый

Десерт

Еловый

Сверкать

Традиция

Ветреный

Озорной

За правильное выполнение задания дается звезда.

Выделите цветным карандашом первые буквы по вертикали.

Какое слово получилось? (Рождество.)

Рождество Христово – один из главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество вернулось совсем недавно.

Что вы знаете об этом празднике?

Составьте два предложения со словом «Рождество», употребив его в И.п. и В.п.

Как отличить И.п. от В.п. в предложении?

Ребята, поднимите руку, кто уже не спутает И.п. и В.п.

3. «Теоретическая минутка». Группы задают друг другу по два вопроса на тему «Склонение существительных». Если на вопросы отвечают правильно, дается звезда.

Поднимите руку, кто смог бы ответить на все вопросы, которые прозвучали?

4. «Узнай падеж». Учитель называет вопросительное или вспомогательное слово или предлоги. Ученики должны определить падежи. Один человек идет за доску выполнять задание:

а) кому?

б) на, за, под, через, про, в;

в) нет;

г) «щедрый падеж»;

д) без предлога не употребляется;

е) подлежащее;

ж) «падеж-работяга»;

з) кого?

и) два предлога.

Проверяем. Читаю ответы. Если все правильно, дается звезда тому, кто выполнял работу на доске.

Чья группа полностью написала правильно? (Дается звезда.)

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обрядами. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживались язычество и христианство.

Найдите, как объясняется слово «коляда» в толковом словаре. (Это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье.)

5. Физкультминутка. Каждая группа исполняет коляду.

6. Когда Иисус Христос родился, его пришли поздравить звери и птицы, и деревья. Деревья были большими, среди них была маленькая елочка. Ей было ничего не видно, тогда она поднялась на горку, но все равно не увидела. Она заплакала, и ангел украсил ее яркими звездами. Они засияли и заблестели разными огнями. Иисус увидел елочку и засмеялся. С тех пор елка является символом Рождества.

Прочитайте стихотворение. У каждого на парте и на доске.

Ш.роко раскинув ветви

В шубе ен.товой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стр.лой.

На красавицу л.сную

Лунный луч упал,

И .гнями лед кристаллов

В ветке з.играл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На сн.гу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Светятся глаза…

Наступает день великий –

Праздник Рождества.

(Н. Хвостов. «Сочельник в лесу»)

Какое чувство вызвало это стихотворение? Найдите олицетворение. Найдите сравнение, эпитеты, метафоры. Подберите синоним к слову «бриллиантовые».

В тексте вставьте пропущенные орфограммы и у имен существительных определите падеж и склонение.

Индивидуальная работа. От каждой группы приглашается по одному ученику.

1. Разобрать по составу: лунный, звездочкой, лесную.

2. Сделать морфологический разбор: (в) шубе.

3. Сделать фонетический разбор: елка.

4. Разобрать по членам предложения и частям речи. (На красавицу лесную лунный луч упал, и огнями лед кристаллов в ветке заиграл.)

Проверка. Если задание выполнено правильно, дается звезда.

7. Работа с текстами. У каждого лист с отрывками текстов.

Посоветуйтесь в группе и выберите понравившийся отрывок, продолжите его, чтобы получился рассказ, придумайте заголовок. Группа работает над одним текстом.

В гостиную втащили большую мерзлую елку. От нее веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки ее оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей.

Идет мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко стояла молодая стройная елочка.

Наступил конец декабря. В комнату внесли пушистую елку. В доме запахло смолой и свежестью.

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

На стекле была нарисована морозная елочка, и смутно виднелась сквозь ее мохнатые серебряные ветви широкая вечерняя улица.

В высоких домах зажигались окна – одно за другим, как гирлянды лампочек на елке.

В комнате пахло хвоей. Большая елка стояла в углу, и стеклянные шары тускло поблескивали на ней.

Проверка. Подведение итогов. Подсчет звезд. Лучшая группа зажигает звезду на елке и наряжает ее игрушками.

8. В рождественские праздники люди стремятся быть лучше. В России в Рождество принято творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам. И мне хотелось бы закончить урок такими словами:

Кругом рождественская мгла,

Во мгле гудят колокола.

А с ними в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастье всем!»

9. Домашнее задание: написать грамматическое сочинение «Кого склоняет склонение».

Людмила ДОЛЖИКОВА, учитель начальных классов СШ №56, п. Промышленная, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте