search
main
0

Зверь в зеркале 20 минут борьбы с пороком. Тема урока “Наркомания”.

Тема урока “Наркомания”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели и задачи урока:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование неприятия наркотиков.
3. Информирование о возможностях правонарушений среди наркоманов.
4. Рассмотреть причины приобщения к наркотикам, обсудить проблемы, порождающие наркоманию.
5. Определить меру личной ответственности за происходящее вокруг нас.
Развитие личности:
1. Осознание личной причастности и ответственности за проблему наркомании и ее последствия (правонарушения).
2. Формирование мотивации к поведению, исключающему употребление наркотиков.
3. Формирование веры в свои силы и в преимущества здорового образа жизни.
4. Возможность проявления индивидуальности личности.
Опорные знания:
Информация, полученная в ходе изучения темы в 5-м классе (наркотики, наркотическая зависимость), в 6-м классе (“логика”, физическая зависимость и психологическая зависимость от наркотиков), в 7-м классе (беседа с врачом-наркологом, просмотр телепередач).
Опорные умения:
Работа в группах по заданиям учителя, выполнение тренинговых заданий, умение мыслить самостоятельно и творчески подходить к решению поставленных задач.
Методы обучения:
1) Словесный (беседа).
2) Практический (ролевая игра).
3) Репродуктивный (выполнение тренинговых заданий).
Организационный этап.
Вступительное слово учителя:
– Ребята! Нам с вами предстоит сегодня провести вместе 20 не совсем обычных минут учебного времени. Необычных потому, что каждая встреча на уроке граждановедения – это решение какой-то проблемы (задачи). Готовых решений нет, и нельзя заглянуть в ответ. Ответы подсказывает сама жизнь. Главное – уметь отстаивать свою точку зрения, слушая других. Как много в жизни случайностей! Вот, к примеру, ты дома писал сочинение по литературе до поздней ночи, пришел сегодня на урок, а тетради в портфеле нет! Ты случайно оставил ее там, где писал… Ну как жить дальше?!
Мини-тренинг “Зеркало” (помогает ребятам достойно реагировать на самые “случайные случайности”).
Проведение тренинга.
К доске вызывается по одному ученику с каждой парты. Оставшиеся сидеть не должны проявлять никаких эмоций. Стоящие у доски выбирают ученика, который станет “Зеркалом” и, повернувшись к сидящим, назовет поочередно их имена, каждый раз отправляя к ним игрока из “Зазеркалья”.
Этап подготовки к активному и сознательному восприятию учебного материала.
– Итак, по воле случая вы оказались соседями. Постарайтесь закончить следующую фразу, глядя друг другу в глаза: “Я ценю в тебе…”
По количеству улыбок на лицах понятно, что доброжелательная атмосфера, необходимая нам для работы на уроке, достигнута. И можно перейти к самому главному!
Этап погружения в тему урока.
1) Задание: из рассказа учителя понять, какая проблема будет темой беседы.
2) Рассказ учителя от первого лица: “Я проснулась сегодня в 3 часа (ночи или утра – это и не важно). В квартире наверху снова кричал наркоман. Кричал не переставая, монотонно, словно на одной ноте, почти забытое слово. Караул!
Караул! Караул! Караул! (Передается точная интонация, вызывающая необъяснимую тревогу).
Что это? Стон тяжелобольного человека или вой смертельно раненного зверя?! В доме больше никто не спал. Я живу здесь уже 7 лет. И помню этого юношу веселым, бесшабашным подростком. Недавно он вернулся из армии, привезя с собой стойкую зависимость от наркотиков.
Ребята! Что мне не дало уснуть до утра?”
Ученики называют тему “Наркотики”, учитель пишет ее на доске.
Этап проверки понимания данного материала
1) Беседа: в 5-м и 6-м классах мы не раз говорили: “Человек – существо общественное”. “Каковы мы – таково и общество”. И, следовательно, проблема наркомании так или иначе касается каждого из нас. Но есть группы людей, перед которыми она стоит особенно остро: учителя, врачи, родители, подростки.
2) Ролевая игра.
Ученики образуют малые группы, выполняя (играя) роль учителей, врачей-наркологов, родителей наркоманов, подростков и независимых наблюдателей.
Задача: прокомментировать проблему наркомании с точки зрения этих социальных групп. Попытаться ответить на вопросы: “Кто виноват и что делать?”. Время для подготовки ответа – 1 минута (мозговой штурм).
От лица группы отвечает один ученик.
В ходе обсуждения проблемы учитель выполняет роль ведущего (помогая ребятам наиболее четко сформулировать отношение к данной проблеме).
В завершение игры группа независимых наблюдателей пытается сделать вывод, усиленный призывом учителя: “Никогда не прикасайтесь к наркотикам!”
Этап самоанализа (обратная связь).
Дети заполняют карточки самоконтроля по теме, возвращая их учителю.
Заключительные слова учителя с благодарностью за помощь и активную работу на уроке.
Елена ГОЛУБКОВА,
учитель граждановедения средней школы N 1913
Зеленоград,
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте