Но многие и не подозревают, что совет, оберегающий нас от ошибок и заблуждений, не просто расхожая фраза, а изречение некоего Козьмы Пруткова, литературного персонажа, придуманного Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Жемчужниковыми – Алексеем, Александром и Владимиром.
Но Алексей Константинович Толстой был не только создателем «литературной маски» под именем Козьмы Пруткова. А.К.Толстой был и остается великим русским поэтом. В декабре в Москве состоялась Открытая гуманитарная междисциплинарная конференция, посвященная А.К.Толстому (в рамках подготовки к празднованию 200-летнего юбилея русского писателя). Конференция была организована Московским городским Домом учителя при поддержке и участии издательства «Русское слово» и прошла в стенах гимназии №1532. Причин и поводов для проведения такой конференции сегодня много. Остановимся на некоторых. Спустя полвека со дня смерти А.К.Толстого в 1925 году Иван Бунин пишет знаменитый очерк «Инония и Китеж». Читаем в нем о том, что важно понимать нам, работающим с детьми, сегодня: «Гр. А.К.Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый. А ведь меж тем ценить, понимать и помнить подобных ему надо в наши дни особенно. Ведь существование нации определяется все-таки не материальным. Россия и русское слово (как проявление ее души, ее нравственного строя) есть нечто нераздельное».Осознать актуальность бунинских слов и состоявшейся конференции помогает Послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором надо услышать и прямое обращение к нам, учителям и всем работникам системы образования: «В школу уже вернулось сочинение, больше внимания стали уделять гуманитарным предметам. Но только учебных часов из школьной программы здесь явно будет недостаточно – нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи к отечественной классической литературе, культуре, истории».Конференция собрала несколько десятков выступающих, членов жюри и гостей. В.Ю.Троицкий, д. ф. н., профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН, отметил непреходящую актуальность наследия русского писателя для воспитания подрастающего поколения. Вступительное слово, в котором были обозначены важнейшие современные проблемы осмысления творческой личности А.К.Толстого, произнес А.В.Федоров, к. ф. н., руководитель Филологического центра издательства «Русское слово», автор книги «А.К.Толстой в жизни и творчестве».В роли докладчиков выступили учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, а также учащиеся многих московских школ, лицеев, гимназий.Всего организаторы предложили участникам пять секций:- А.К.Толстой. Драматические произведения.- А.К.Толстой. Лирика.- Разнообразие жанров и тем в творчестве А.К. Толстого.- Сатира А.К.Толстого.- Изучение творчества А.К.Толстого в школе. Темы докладов обнаружили живой интерес выступавших учителей и высокий профессионализм. Материал исследований был строго ориентирован на школьное изучение творчества А.К.Толстого и на уровне междисциплинарном. Как пример можно привести доклад молодого учителя истории (всего лишь второй год работы в школе) А.Д.Принцева «Метод кросс-культурного анализа при формировании метапредметных результатов на уроках истории по периоду правления Ивана Грозного и личностного восприятия царя на основе драматургии А.К.Толстого» (школа №978), органично соединились литература и история в школьном изучении и в докладе педагогов гимназии №1501 И.В.Гришиной и З.М.Лехно. В совершенно практическом аспекте был подан материал в докладе Ю.В.Уваровой по роману А.К.Толстого «Князь Серебряный» (школа №825).Толстой был активным создателем литературных гуманистических традиций. Именно поэтому с таким интересом слушали доклад учителя школы №1569 Е.Б.Райчевой на тему «Гармония мира не стоит слезинки замученного ребенка» (Ф.М.Достоевский) – на примере драматургии А.К.Толстого», с похожей темой, но со своим решением выступила Н.А.Алексеева (лицей №1574). Ее доклад отличался и глубоким историческим анализом истории царевича Дмитрия. Обязательно войдет в практику школы материал доклада М.И.Сиденко, проработанный глубоко и последовательно в плане теории и дидактики, по теме «Современный аспект изучения драматургии А.К.Толстого (на примере трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (школа №870). Подобные встречи учителей открывают не только профессиональные интересы педагогов, но и колоссальные возможности нашего учительства в сфере интеллектуального и культурного развития. Надо только дать возможность учителям быть услышанными. Доклад Е.А.Кузнецовой об удивительной судьбе романсов на стихи А.К.Толстого вызвал живейшую реакцию слушателей. Многие ли из нас знают, что романс «Средь шумного бала…» на музыку П.И.Чайковского имеет более 30 исполнителей: от Л.Собинова до Д.Хворостовского, от Г.Вишневской и Е.Образцовой до современных исполнительниц. В основу доклада Е.А.Кузнецовой вошли исследования ее учеников из школы №1770. Думается, что такой уровень интересов и культуры учителя может сегодня обеспечивать и запросы нашей школы. Наконец, хочется отметить и тех, кто начинает свой путь в профессию. Смело заявили о себе молодые учителя школы №1412 О.В.Ефимова и В.В.Виноградова, которые представили интересный материал по теме «Функции фантастических элементов в малой прозе А.К.Толстого».В финале конференции прозвучали романсы на стихи А.К.Толстого в очень трогательном и профессиональном исполнении учителя гимназии №1532 Виталия Суворова. А чтение наизусть поэмы «Поток-богатырь» профессором В.Ю.Троицким всех просто потрясло. Это был мастер-класс!Участников конференции – победителей «Конкурса исследовательских работ среди учащихся» в торжественной обстановке наградили грамотами, дипломами и книгами издательства «Русское слово». Кажется, мероприятие слишком «камерное», чтобы обращать на него серьезное внимание. Однако значение события далеко не всегда определяется масштабом и количеством. Прежде всего речь идет о фактическом начале юбилейного года русского классика, так сказать, первой ласточке будущей «литературной весны» – любимого времени года Алексея Константиновича (и не так важно, что день рождения приходится на календарную осень). Конечно, будут (хочется верить) и юбилейные издания, и праздники, и телепередачи, и спектакли, и научные конференции. И многое другое. Но классик жив, пока его читают в школе. А Толстому в этом отношении последнее время не очень везет – даже на фоне других русских писателей. В государственном образовательном стандарте 2004 года он присутствовал как обязательный для изучения как в основной (5-9-е классы), так и в старшей (10-11-е классы) школе. В примерных программах по литературе, которые определяют теперь список писателей и произведений для школы, А.К.Толстой назван только в вариативной части. Его не обязаны включать в учебники и хрестоматии авторы школьных пособий. Другими словами, присутствие А.К.Толстого в школе, а значит и в культурном сознании будущих поколений, сегодня не совсем определено.Поэтому от конкретных «малых дел», совершенных энтузиастами-педагогами, Домом учителя, коллективом гимназии №1532 (директор М.А.Бутырская) зависит самое главное – сохранение нашей исторической памяти. И такая конференция сама по себе очень ценный сигнал. Она означает, что Толстой интересен юным читателям. Да это и вполне естественно: сложно найти во всей мировой литературе настолько многогранную творческую личность, готовую предложить подростку и вдохновенную любовную лирику, и «страшные» рассказы, и захватывающий приключенческий роман на историческом материале, и искрометный юмор, и философские размышления… Толстой не устарел, не покрылся хрестоматийным глянцем. И вдумчивый учитель открывает для себя глубину исторического постижения предсмутной эпохи в гениальной драматической трилогии, необычную интерпретацию вечного образа в поэме «Дон Жуан», обнаруживает тесные связи поэта с пушкинской литературной традицией, осмысливает пророческий пафос его антинигилистических произведений, обнаруживает удивительные по своему богатству возможности для реализации межпредметных связей на материале творчества Толстого… Алексей Константинович – наш современник, наш «вечный спутник». Он естественная часть того культурного воздуха, которым мы дышим и благодаря которому являемся единым народом. Просто нужно осознать эту простую истину. И защитить ее!
Комментарии