Школа без нравственности, еще по мысли Я.А.Коменского, как мельница без воды.
А вот есть ли в российской школе и ее учебном плане уроки нравственности (морали)? Ответ предельно прост: специальных занятий нет! Часов, говорят, на них нет и не будет, надо же учить русский, математику, ОБЖ.
В рекомендуемый Минобразованием набор общественных знаний и дифференцированных учебных предметов обществознания мораль не входит, хотя классически с древнейших времен среди форм общественного сознания мораль определяется как ведущий компонент и база политики (политологии), права, эстетики, религии, философии. Говорят, что это дело воспитания, это в нем надо как-то ухитриться дать моральные знания. А ведь еще Макаренко предупреждал: проводить нравственное воспитание без сообщения нравственных знаний невозможно. И у него как раз были специальные уроки-беседы с этой целью и рекомендации, как это делать…
Но что такое нравственное образование, ответить вряд ли кто толком сможет. Вот если бы спросили об экологическом или медиаобразовании! Или даже об образовании космическом (на что намекал министр образования Филиппов 10 апреля, выступая перед учеными Российской академии образования). Тут ясность более полная. Только не совсем понятно, почему полтора века назад К.Д.Ушинский говорил о том, что нравственность – это золотая оправа образования и что нравственности надо обязательно учить каждого человека, пусть даже в ущерб другим учебным предметам – это важнее!
Об этом же говорил в IV веке до н.э. великий Аристотель. Он указывал на обязательное нравственное воспитание всех детей и предусматривал именно систематическое сообщение нравственных знаний и целенаправленные упражнения в нравственных поступках, составил первую дошедшую до нас книгу о морали (этике) и этических нормах.
Думается, что неспроста новый Президент России В.В.Путин, говоря о возрождении общества, первоочередной задачей назвал нравственность. Вспомнил ли он советы великих педагогов и мыслителей или подсказала интуиция – пока неизвестно. Но ясно одно: очень правильно и точно. Это приятно и подает большие надежды!
А как же, интересно, обстоят дела за рубежом? В Японии, например, с 1868 (!) года еженедельно идут уроки этики с 1-го по 12-й класс. Целых полтора века! И ни у кого сомнений нет в том, что это нужно.
Специальное сообщение моральных знаний и уроки нравственности проводятся во всех цивилизованных странах мира, включая Англию, Германию, Францию, Китай, Южную Корею, Вьетнам и др. В Китае (курс основ нравственности с 1 по 11-й класс) и Франции (курс “Философия морали” в старших и пропедевтические курсы морали в рамках курса “Граждановедение” в младших и средних классах) ведутся с послевоенного времени, т.е. более полувека. Есть этот курс и в современной Германии. Однако базового и систематического курса основ морали и нравственного непрерывного образования в России до сих пор нет. Актуальность и значимость решения этой проблемы чрезвычайно велики. Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная средняя школа в рамках базового компонента учебного плана.
А как же обстоят дела у нас с этой проблемой сейчас?
Коллектив ученых Института общего среднего образования РАО (лаборатория развития нравственного образования) разработал систему обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с 1 по 11-й (12-й) класс.
Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые подготовлены учебные программы специальных учебных курсов: “Азбука нравственности” (1-4-е классы), “Нравственная грамматика” (5-9-е), “Основы морали” (9, 10-11-й (12-й) классы). Все эти программы прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений города Москвы и областей РФ в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов учебного плана, а также частично в рамках интегрированных курсов “Окружающий мир”, “Граждановедение” и “Обществознание”. Ко всем программам разработаны рекомендации для учителей и созданы пробные учебные пособия для всех трех ступеней обучения. Подготовлен также школьный учебный стандарт предметно-образовательной области “Нравственность” (“мораль”), который опубликован в книге “Учебные стандарты школ России”.
Последнее десятилетие, несмотря на резкое изменение социально-политической ситуации в России в худшую сторону, полный развал нравственного воспитания и воспитательной работы в целом и отстранения от нее большинства учителей в школе, достаточно активно поднимаются вопросы именно нравственного образования, входят в практику и формы научного общения – термин “нравственное образование”. Чем же это объясняется?
Школа сегодня в силу объективной необходимости остается главным и, пожалуй, единственным центром, где как-то еще на государственном уровне сохраняются и поднимаются вопросы нравственного воспитания.
Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания и, конечно же, разработки его нового содержания.
Эраст КОЗЛОВ,
заведующий лабораторией развития нравственного образования Института общего среднего образования РАО, кандидат педагогических наук
Комментарии