search
main
0

Знать Северный край. чтобы не чувствовать себя временным на родной земле

Разработка Концепции регионального содержания образования в Магаданской области преследовала цель определить структуру содержания регионального образования от дошкольного до послевузовского периода. В области имелась богатая педагогическая традиция многоаспектного краеведения. Юные краеведы исследовали месторождения полезных ископаемых, исторические памятники, проводили научные конференции. Имена руководителей школьной краеведческой работы в крае – Д.А.Сергеева, Г.А.Меновщикова, А.М.Бухина, Д.И.Райзмана и других известных за пределами региона. В институте усовершенствования для учителей проводились целенаправленные курсы краеведения.

Но в последующие годы фактически была утрачена практика изучения родных языков народов Севера, не издавались учебники на национальных языках северных народностей. Изучение регионального материала не охватывало круг предметов, обозначенных Базисным учебным планом. Краеведческие программы разрабатывались бессистемно, в зависимости от научных интересов отдельных авторов. Наблюдался разрыв в целеполагании изучения краеведческого материала в детском саду, начальной, основной и старшей школе, слабо прослеживались связи в решении этой проблемы между средней и высшей школой. Проводимая работа чаще зависела от пристрастия директоров школ.

На устранение недостатков по инициативе начальника Управления образования администрации области Т.А.Исаевой была направлена работа по созданию Концепции регионального содержания образования (июнь 2001 г.) и деятельность Временного научно-исследовательского коллектива по реализации концепции (май 2002 г.). Членами ВНИКа стали авторы концепции, составители программ и учебников, ведущие специалисты образования.

Базисным этапом в реализации концепции была разработка методического комплекса по программе «Северячок». По этим материалам работают в Магадане 25 из 31 дошкольного образовательного учреждения и многие детские сады районов области. В настоящий период завершается работа над пособием для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука в картинках».

Изучению регионального компонента в младших классах способствуют уроки, факультативы и кружки по природоведению, истории и культуре народов края, которые наиболее активно действуют в Ольском и Ягоднинском районах, школах №№ 8, 9, лицее № 1, гимназии № 30 Магадана. Ученики начальных классов гимназии № 30 изучают историю родного края с 1991-1992 учебного года и принимают участие во всех экспериментах по этому предмету.

Особого внимания заслуживает работа областного Управления образования и администрации школ Северо-Эвенского района по организации изучения национальных языков (эвенский, корякский), которые ведутся во всех начальных классах. К сожалению, в области не сложились авторские коллективы по подготовке учебников по национальным языкам коренных малочисленных народов Крайнего Севера, утрачены эти позиции и в Санкт-Петербургском университете. В настоящее время устанавливаются рабочие связи по этой проблеме с Петропавловском-Камчатским.

В целом 31% начальных школ области имеют систему изучения региональных программ. Для двухлетнего периода работы со времени разработки концепции это неплохой показатель, но все-таки недостаточный для полного выполнения Проекта федерального госстандарта и «Проекта федерального Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений» (2003 г.). Тем более что начальная школа имеет полный комплект учебных и методических пособий по истории родного края («Книга для чтения», раздаточный материал, сборник дидактических игр) и наработки по другим предметам.

Следует отметить, что в начальной школе необходимо отводить на изучение регионального компонента от 22% до 12% учебного времени соответственно при 6- и 5-дневной учебной неделе.

В основной школе по проекту Базисного учебного плана на региональный компонент отводится 16,8% учебного времени при шестидневной учебной неделе и 8,6% – при пятидневной.

Национально-региональный материал на основе регионального или школьного компонента Базисного учебного плана изучают учащиеся 37% школ. В остальных школах региональный материал изучается лишь на уроках. Это положение может получить удовлетворительную оценку лишь относительно вчерашнего дня.

Переход на концентрическую систему обучения приводит к сокращению уроков по различным дисциплинам (к примеру, исторические курсы сократились на 272 часа), что уменьшает возможности изучения регионального материала на уроках. Нужно не только синхронное изучение материала, но и, главное, организация спецкурсов и факультативов.

Основная школа обеспечена программами и пособиями по литературе северо-востока России, географии Магаданской области. Сдан в печать учебно-методический комплекс «История родного края: 7 класс». В стадии подготовки учебники по истории для 6, 8, 9-х классов. План работы ВНИКа предусматривает публикацию программы и пособия по лингвистическому краеведению. Готовится комплекс пособий по биологии.

Проблематичным на сегодняшний день остается использование регионального материала на уроках химии, физики, физкультуры, граждановедения, права.

В настоящий период в ряде школ для старшеклассников организованы спецкурсы и факультативы. Наиболее системно они читаются в школах п.Армань и с.Талон Ольского района. Опубликовано пособие «Краеведение в старших классах: На основе модульного обучения: Из опыта работы». В помощь учителю истории и права подготовлено пособие «Нравы и обычаи народов Севера».

Изучение национально-регионального компонента в школе невозможно без соответствующей подготовки педагогов. Понимая это, кафедры Северного международного университета включили в учебные планы региональные курсы по основным дисциплинам. На кафедре педагогики и психологии дошкольного воспитания читаются курсы «Этнопедагогика народов северо-востока России», «Новаторские идеи в дошкольных учреждениях Магаданской области». Студенты изучают хрестоматию и программу «Северячок».

На педагогическом факультете широкое применение получили работы Э.Э.Титова по проблемам природоведения, на уроках математики используются задачи, разработанные на региональной основе В.А.Лебединцевой. Кафедра русского языка под руководством профессора А.А.Соколянского большое внимание уделяет изучению региональной лексики. На кафедре литературы, руководимой профессором Ю.М.Шпрыговым, ведутся систематические курсы по литературе северо-востока России. Создана система изучения региональных курсов по кафедре всеобщей истории и истории России. В университете читаются курсы по экологии, региональной экономике и другие. Одна из основных проблем в организации регионального образования в университете заключается в необходимости подготовки вузовских учебников.

Подготовка выпускников вуза к работе в профильной школе требует совершенствования деятельности кафедр по данной проблеме. Условия для этого есть. Многие преподаватели университета – авторы учебно-методических комплексов по региональным проблемам.

В настоящее время в институте повышения квалификации учителей систематически проводятся курсы учителей различных специальностей, на которых региональному компоненту отводится до 10% времени. Это, на наш взгляд, недостаточно для руководителей специальных курсов и факультативов. Нужны целенаправленные, периодически проводимые курсы по региональной тематике. Наработки по этим проблемам в области есть.

Нелли ЦЕПЛЯЕВА, кандидат педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте