Проблемы гражданского воспитания становятся все более актуальными в современном российском обществе. В наше время все большее внимание уделяется воспитанию гражданина, который направлял бы свои знания, умения и навыки на созидание всего, что его окружает, как в своем Отечестве, так и за его пределами.
Одним из важных начал воспитания гражданина представляется воспитание человека-труженика, основное качество которого – трудолюбие. Осознание труда как условие развития человека лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Одной из основных форм работы по формированию этих качеств является ознакомление детей с трудом взрослых.
Буду трудиться, чтобы всем пригодиться!
Важным аспектом в воспитании гражданственности у дошкольников – осознание гражданских прав и обязанностей, готовность ребенка действовать позитивно по отношению к окружающим людям, способность понять свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине и народу. В связи с этим очень важно дать детям представление, для чего трудятся люди. Наши наблюдения показали, что большинство детей не осознают значимости трудовой деятельности для производства товаров и услуг, называя основной целью труда деньги. Поэтому необходимо особо подчеркнуть роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью.
Чтобы подвести детей к пониманию, для чего люди трудятся, в своей работе мы использовали беседы-рассуждения. Детям предлагалось решить проблемные вопросы, например: «Давайте представим, что у нас есть очень много денег, но вокруг никто не трудится, не работает. Кругом нет магазинов, где можно купить продукты, одежду, игрушки, не работает транспорт, не строятся дома. Что мы будем делать?» Рассуждая на заданную тему, дети самостоятельно приходят к выводу, что деньги потеряют свой смысл, если люди не будут создавать товары и услуги. Так же можно предложить детям рассуждения на тему «Если бы не было врачей (учителей, милиционеров…)». В процессе таких бесед дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, красиво одеваться, быть защищенными, а труд – проявление заботы людей друг о друге.
Ты, он, я, а наша планета – Земля!
Особенность воспитания гражданина нашего Отечества – его многонациональный характер. Учет национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение, поэтому необходимо приобщать детей к национальным культурам и историческим традициям народов. Знакомясь с профессиями людей разных стран Российского государства, а также всего мира, дети узнают об особенностях жизни и деятельности людей других государств, об условиях, в которых приходится трудиться людям. Рассуждая на тему, почему та или иная профессия становится в той или иной стране национальной, дети выясняют, что это может быть связано с особенностями климатических условий, географического положения, наличия определенных ресурсов в этой стране. Таким образом, мы воспитываем толерантное отношение ко всем людям, живущим на планете, что является неотъемлемой частью гражданского воспитания.
До чего дошел прогресс!
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции – социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями. С этой целью в подготовительной группе проводилось занятие на тему «Флорист». В этом занятии использовались разнообразные виды деятельности, интересные детям. Вместе ребята отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации, вспоминали известные им профессии, отвечали на проблемные вопросы, например: «Как мы догадались, что это врач, а не повар, ведь они оба в белом халате?» Здесь все было связано единой темой, даже двигательная деятельность детей. В процессе непосредственного ознакомления с профессией флориста ребята могли рассмотреть и потрогать материалы и инструменты, предположить, кому они могли бы пригодиться, рассматривали иллюстрации с изображением результатов труда флориста, обсудили, какими качествами должен обладать представитель этой профессии, чтобы получались такие прекрасные композиции. Продолжением работы с целью закрепления полученных знаний стало занятие по ручному труду «Маленькие флористы», на котором дети самостоятельно изготовили флористические композиции из живых и засушенных растений, искусственных элементов и других материалов, проявив фантазию, воображение и творчество.
Такое занятие интересно еще и тем, что в его подготовке принимал участие реальный представитель этой профессии – мама одного из воспитанников. Она подготовила инструменты, материалы и прекрасную флористическую композицию, которой дети любовались на занятии, а затем и в повседневной жизни. Такое взаимодействие с близкими для воспитанников взрослыми дает конкретные примеры из жизни и формирует у детей представление о сути труда, отношении к нему взрослых, его общественной значимости. Более того, наблюдая со стороны, насколько интересна профессия близкого человека окружающим людям, как важен результат его труда, ребенок испытывает гордость за своих родных, что, несомненно, положительно сказывается на развитии самооценки детей, уровень которой влияет на умение отстаивать свои права и исполнять свои обязанности, соблюдая правила поведения, принятые в обществе.
Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Дошкольник еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому, творческому, деловому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда как для самого человека, так и для окружающих.
А.АЛЕШИНА, воспитатель ЦРР – детского сада №1837
Комментарии