Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Журналисты узнали все тайны «Детской личности»

УГ - Москва, №50 от 15 декабря 2009. Читать номер
Автор:

В конце года Департамент образования провел для журналистов захватывающее путешествие в мир инклюзии. Нам удалось побывать в Центре «Детская личность».

Досье «УГ»Информация к сведениюСегодня в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» обучаются и получают помощь дети-инвалиды в режиме стационарного пребывания (5 дней в неделю) и консультативно по следующим направлениям: коррекционное обучение и воспитание; психологическая помощь; дефектологическая помощь; логопедическая помощь; нейропсихологическое исследование; функциональная диагностика; лечебно-диагностическая работа; игротерапия нарушений поведения; лечебная физкультура и массаж.Структура Центра включает в себя следующие подразделения.I. Cтационарное:1. Дошкольное отделение компенсирующего вида (круглосуточного пребывания).2. Школьное отделение компенсирующего вида (круглосуточного пребывания).II. Реабилитационно-оздоровительный комплекс (РОК) (работа с населением):1. Психолого-медико-педагогическая консультация.2. Консультативно-диагностическое отделение.3. Отделение медико-социальной реабилитации и коррекции.4. Научно-методическое отделение.III. Отделение социальной адаптации и профессиональной подготовки:1. Кабинет профдиагностики.2. Кабинет профориентации.3. Учебные мастерские трудовой подготовки.4. Творческие мастерские:4.1. Батик;4.2. Лоскуток;4.3. Я и компьютер;4.4. Малая полиграфия.

В Москве этот Центр первый и единственный. У него сложная история. В 1991 году по инициативе Фонда защиты детей с эпилепсией и родителей на базе детского сада в Сокольниках была создана группа для детей-инвалидов дошкольного возраста. Через два года она получила лицензию и превратилась в негосударственную школу-комплекс «Детская личность» для детей дошкольного и школьного возраста с пятидневным пребыванием. Школа работала в основном на средства родителей, благотворительных организаций. К тому же в то время она получила президентский грант программы «Дети России». В 1996 году школа приобрела государственный статус и стала УВК №1870 («Детский сад – начальная школа»), а через три года – ЦППРК «Детская личность».

Рассказывая все это, директор Центра Лариса Буданова была заметно напряжена – волновалась, поймут ли журналисты, как трудно было идти к той вершине, на которой нынче находится ее ОУ. Для Ларисы Борисовны Центр – личное дело. Потом она перестала нас опасаться и рассказала, что сама пережила трудные времена. В сорок два года она родила больную дочь, год плакала от горя, а потом решила, что надо действовать. Выпускница МГТУ имени Баумана преподавала телемеханику и автоматику, но бросила все, переучилась и начала создавать свой Центр вместе с такими же родителями, которые стали там сначала просто сотрудниками, а потом, получив специальное образование (психологические, дефектологическое, педагогическое), и высококлассными специалистами. Сегодня в Центре работает семейная школа, где родителей обучают логопед, психолог, дефектолог и инструктор по физкультуре, есть специальные адаптационные курсы для родителей, а для педагогов из разных регионов России посещение Центра становится другой – профессиональной – школой.

Журналисты оказались людьми понятливыми – внимали рассказу Ларисы Борисовны и сопереживали, потом ходили по Центру и искренне удивлялись.

Высококвалифицированные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, ученые в области медицины помогают тут детям с ДЦП и эпилепсией, которые часто сопровождаются задержкой физического, умственного и психического развития в целом. Словом, делают то, что до недавнего времени вообще не делал никто в России. Ведь не секрет, что дети, страдающие такими нарушениями, по сути, становятся изгоями. Работа с детьми в Центре ведется индивидуально: в группах по 3-5 человек, чтобы воспитатель успевал со всеми поговорить, поиграть, помочь. Педагоги знают своих подопечных, их особенности и способности, могут рассказывать о детях много и долго.

У Центра два отдельно стоящих здания в Новокосино. В одном – дошкольное отделение и начальная школа. Дошкольное, для маленьких, то есть настоящий детский сад, находится в типовом трехэтажном здании, тут есть все, как в обычном: бассейн, тренажерный, компьютерный, музыкальный залы, швейная мастерская, творческая мастерская. Так же, как в обычных детских садах, дети лепят, клеят плакаты-аппликации из цветной бумаги, шьют изделия для кухни и дома. Картины и панно, сделанные руками детей, не только с помощью красок, но и из круп, украшают стены всех этажей и залов. Все, как в обычном хорошем детском саду, вот только дети тут необычные – сложные, с целым комплексом заболеваний. Тут для них разработаны специальные программы, их учат, развивают и, по возможности, отправляют в обычную или специализированную школу.

Во втором корпусе – основная школа, классы с углубленной трудовой подготовкой. Старшеклассники с удовольствием шьют на уроках труда. Их работы продают на ярмарках, дети получают небольшую зарплату, что дает дополнительный стимул к развитию навыков, полученных на уроке домоводства. В Центре для детей создают условия, когда можно получить какие-то профессиональные навыки, а потом – среднее профессиональное образование в колледжах. Сегодня Буданова с коллегами планируют создать предприятие или фирму, где ребята могли бы работать – ведь сейчас их практически не берут на работу, а они растут и хотели бы иметь деньги хотя бы на скромную жизнь.

В «Детской личности» с ребятами занимаются и обучением на компьютере. Для детей, которые по состоянию здоровья не имеют возможности пользоваться стандартной клавиатурой и мышью, создан класс со специальными устройствами. Там для ребят есть сенсорная клавиатура, джойстик, роллерная мышь. Особая гордость центра: разработка российских ученых – система «Шлемомышь». Нам показали, как эта система используется. В кресле сидел ребенок, на голове которого был шлем с закрепленной специальной панелью, на мониторе перед ним – web-камера, на экране – клавиатура. Ребенок поворачивает голову, камера фиксирует направление движения панели и передает сигнал на экран, где двигается мышка, подсвечивая буквы или цифры. Как только ребенок нашел тот символ, что ему нужен, он фиксирует голову в неподвижном положении на 7-10 секунд. Компьютер воспринимает это как нажатие клавиши «Ввод». Словом, так ребенок даже со значительными нарушениями может расширять свой мир, выходя в Интернет, вступая в переписку. Но это, можно сказать, интеллектуальное занятие. А многим нужно просто научиться элементарно передвигаться без посторонней помощи. В спортивном зале на специальном тренажере Гросса (он состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажно-карабинного механизма, страховочного пояса и колец для рук) занимается девочка. Тренажер помогает ей держаться в вертикальном состоянии, отмеривать раз за разом расстояние от стенки до окна вместе с педагогом. Работа тяжелая, футболка мокрая от пота, но что значит тяжесть, если девочка ощущает восхитительное чувство передвижения без коляски! Рядом другая девочка занимается на вертикальной стенке, еще одна – на специальном мате.

В ЦППРК дети охотно занимаются творчеством, тут созданы и работают 12 творческих объединений, мастерских и студий. Кстати, всех этих ребят мы неоднократно видели на фестивале детского творчества «Надежда», где они получали дипломы лауреатов, на городских и окружных конкурсах, выставках различной направленности. Нам спел лауреат «Надежды» – хор.

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту