search
main
0

Жизненное кредо – театр навсегда

Актерство никогда не было сладким десертом

Среди выпускников школы №123 очень много тех, кто выбрал путь театрального творчества, успешно поступил в театральный институт и, окончив его, начал творческую карьеру. Но достигнуть заслуженных высот артиста театра и кино очень непросто. Выпускник школы 1995 года Яков ЛОМКИН в 1999 году окончил актерский курс профессора Бориса Морозова в ГИТИСе и сразу был принят актером в труппу театра «Сатирикон». Его актерский список в театре составляет более 10 ролей, фильмография – 5 ролей в популярных кинофильмах и сериалах, режиссерская деятельность – 30 спектаклей. Лауреат нескольких театральных фестивалей. С 2013 года преподает актерское мастерство в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина. В 2017 году назначен главным режиссером Ижевского государственного русского драматического театра Удмуртии.

Яков Сергеевич, кем сейчас вы себя считаете? Что для вас главное в смысле профессии и области деятельности?

– Я давно сформулировал для себя жизненное кредо – это театр навсегда. Я ощущаю себя человеком театра, а не конкретной театральной профессии. Так как все время приходится заниматься театром, выходить актером на сцену, преподавать студентам на разных курсах (и режиссерам, и актерам) или на подготовительных курсах для начинающих абитуриентов, которые хотят поступить в театральный вуз. А когда я ставлю спектакли, иногда приходится становиться сценографом в спектаклях и композитором в театре. На каком-то жизненном этапе я освоил диджейское ремесло. Кстати, первый импульс получил как раз из школы. Школа сделала все, чтобы наши творческие таланты цвели пышным цветом. Это группа, в которой мы играли, и даже какое-то музыкальное образование, которое я получил от ребят-старшеклассников, которые эту группу курировали. И потом эта меломания переросла в диджейство, а диджейство перешло в создание музыкальных склеек, композиций и собственных музыкальных элементов, которые потом вставлял в спектакли.

То есть сейчас у меня нет определенного амплуа. Я чувствую свою принадлежность театру. Занимаюсь созданием своего театра как художественный руководитель. Как главный режиссер Ижевского драматического театра формирую репертуар. Все это разные ипостаси одного большого «могучего» (в кавычках) меня. (Я не могу к себе так серьезно относиться, мне приходится над собой иронизировать.) Я сейчас занимаюсь тем, что люблю, что мне нравится, без чего жить не могу. А театром, насколько я это чувствую, можно и нужно заниматься только в том случае, если ты не можешь им не заниматься. Вот и все. И я буду себе в этом верен.

Расскажите о последних своих работах.

– За свою недолгую режиссерскую жизнь я поставил достаточно много спектаклей. Один из них в Рязанском областном академическом ордена Ленина театре драмы. С прекрасным художником Лешей Тигловым нам удалось создать мир будущего: с мультимедийными стенами, огромными экранами, сумасшедшими гаджетами величиной в полметра, с телефонами, видеофонами. Мы попробовали заглянуть в наше недалекое будущее и создали спектакль «Эгоисты» по пьесе Джона Тобиуса «В поисках истинного Я». Это история семейной любви, семейных кризисов. Пьеса бытовая, но нам хотелось вырваться из бытового контекста. И получился мощный, яркий, для Рязани очень необычный антиутопический спектакль про наше недалекое будущее, про ХХII век. Где будут все те же наши проблемы, немного гиперболизированная зависимость от гаджетов, как у детей в школе сейчас. Когда мы учились, у нас этого не было. Мы больше общались и от этого получали удовольствие. А сейчас дети в своих мобильниках, в сетях. Я это вижу и по своим детям. Иногда мне приходится взрываться, как 300 тонн тротила, чтобы хоть как-то обратить внимание на себя, забирать у них эти телефоны, чтобы они учились друг друга слушать, слышать и понимать. Спектакль именно об этом. О том, что мы уже сами себя позиционируем так, что мы какие-то виртуальные, боимся пообщаться, задать какие-то важные вопросы близкому человеку. Заменяем и его, и себя аватарками в соцсетях. Для меня этот спектакль стал важной вехой в жизни.

У меня очень плотный график постановки спектаклей в Ижевске, Челябинске, Москве. Еще и преподавательская работа. И конечно, работа в любимом театре «Сатирикон». Актерство никогда ранее не было для меня сладким десертом. Это сейчас я получаю бешеное удовольствие на сцене. Может быть, именно этого желанного, счастливого времяпрепровождения мне не хватало, когда я был полностью только артистом – серьезным, сконцентрированным на роли, думающим о роли. Мне не хватало той легкости, которую я сейчас испытываю в актерском деле, и только сейчас это актерское дело стало хобби, любимым делом, милым времяпрепровождением. Как в школе, когда мы в футбол гоняли с бешеными страстью и любовью. Сейчас у меня в театре «Сатирикон» остался один спектакль. Иногда выхожу играть в своих спектаклях, которые ставлю как режиссер.

Что и как нужно делать, какие шаги осуществлять, чтобы добиться определенного успеха в творчестве и в искусстве?

– Я не знаю рецептов такого творческого счастья, я знаю только, что нужно терпеть. Ни в коем случае не рассчитывать ни на какой успех. Нужно четко понимать, что космическая энергия, которую ты производишь, где-то аккумулируется, и рано или поздно то, что ты создал, выстрадал, вымучил, то есть количество затраченной энергии, должно в любом случае перевестись в какое-то качество. Это закон. Есть прекрасное выражение Шоты Руставели: «Все, что отдал, – все твое. Сбереженное – пропало». Все, что ты отдаешь, тебе бумерангом возвращается. Может быть, не сразу, не через 5-10 минут. Что-то должно накопиться. Тебе нужно немного помучиться, чтобы успеть еще осознать, что это не просто какая-то манна небесная падает на тебя, что это ты заслужил, выстрадал, вымучил долгими зимними вечерами, точил-точил этот камень, который потом превратился в золотую руду. Мы находимся все время в движении. Ты идешь дальше, работаешь над собой. Наше дело можно образно сравнить со следующим: это совершенствование, как если ты идешь вверх по эскалатору, которой двигается вниз, пытаешься выбраться все время. Ты замечаешь, что идешь медленно или стоишь на месте, тогда ты прилагаешь усилия, чтобы как-то продвигаться, но как только ты останавливаешься и выдыхаешь, то сразу же откатываешься все ниже и ниже. И ты должен прикладывать усилия, чтобы хотя бы на тот же уровень выскочить. Этот образ работает в любой творческой профессии, будь то режиссура или актерское дело, нужно постоянно себя развиваться, обучаться, самообучаться и двигаться вперед, не останавливаясь, не откладывая ничего в карман, думая, что это у меня уже есть. Ничего подобного. Нет!

Что самое трудное?

– Самое трудное, наверное, верить в себя. Это же путь сомнений. Прекрасно сказал один старец, когда у него спросили: «Что делать, батюшка? Я вот собой горжусь. Чувствую, что я такой гениальный! Такой талантливый!» Он ответил: «А что тебе гордиться? Кассир же не гордится, что он деньги выдает, что у него куча денег. И ты не должен. Таланты тебе даются свыше. Ты их раздавай. Ты их не прячь, не прикарманивай себе, а просто выдавай их – и все». Это не от тебя зависит. Снисхождения на тебя каких-то идей, какого-то потока энергии мало. В этом смысле ты ничем не отличаешься от какого-то проводника или полупроводника. Мне всегда страшно начинать новый спектакль. Я думаю, а вдруг иссякну, идеи иссякнут. Или что-то другое у меня не получится… Но все сомнения уходят с первым шагом, как только открываешь дверь и усилием воли их от себя отгоняешь, эти сомнения, и идешь вперед.

Замечательно, что сложился такой богатый режиссерский портфель на ближайшие годы

– Дай-то бог! В общем-то, это такое сложное стечение обстоятельств, звезд, чтобы спектакль получился. Сценография, музыка, чтобы все сошлось! Создать спектакль – это все равно что зачать ребенка, выносить его, родить… Хочется, чтобы он потом как-то дальше жил, креп, не болел, чтобы вовремя его прививали. Я к своим спектаклям отношусь только таким образом, как к детям, которых я не могу не любить. Так же как к своим ролям всегда относился, так же как к студентам своим отношусь. Они это сразу чувствуют. Либо ты просто время проводишь, устаешь с ними, либо ты вкладываешь что-то. Вот опять же: все, что отдал, – все твое. Другого закона нет.

Как вы обрели свой богатейший творческий и жизненный опыт? Были в жизни встречи, которые произвели сильное влияние или впечатление?

– Мне очень повезло с родителями, со всеми моими учителями, со школами и институтами. Обычная среднестатистическая школа полностью усредняет индивидуальность. А мне повезло, потому что наши индивидуальности не причесывали, не выравнивали, не подстригали под общий уровень знаний, поведения, прилежания. Мы ведь иногда плохо учились или даже совсем не учились, но в нас успели заронить и взрастить зерно творчества, зерно каких-то личностных качеств, которые можно было на корню затоптать и превратить в серую массу. А школа нас так раскрыла! Из класса 70% поступили в театральные вузы. Это очень хороший результат. Потом в институте мне посчастливилось учиться у Левертова. Это один из величайших педагогов по мастерству актера. Именно он привил мне служение театру. Это не работа. Театр – это храм. Он и себе определял какие-то правильные жизненные этапы, еще когда служил в армии. А позже Константин Аркадьевич Райкин – пример истового служения театру. Его театр «Сатирикон» фантастический. Когда я только поступил в него, он был для меня настоящим театром-домом. Где о тебе думают, тебя любят, хотят тебя развивать, уделяют постоянно внимание. Это было счастливое время. С режиссерами тоже повезло: Юрий Николаевич Бутусов, Роберт Робертович Стуруа, сам Константин Аркадьевич. Очень серьезная школа. «Сатирикон» – это очень полифоническая жизнь, где стараются как можно ярче использовать разные школы. В том числе мне пришлось работать с учеником Васильева Владимиром Авдеевым. Это отдельный мир, очень живая для меня структура со своей системой координат. Он ставил спектакль «Маскарад». А я играл роль князя Звездича. И Нина Чусова – прекрасный режиссер. То есть очень полифоническая режиссерская жизнь в театре, где можно поучиться у многих, что-то для себя записать. Я все время вел творческие дневники. Каждый год открывал новую тетрадь. И любой свой выход на сцену обязательно осмысливал. Это была и есть часть моей жизни. Таковы вехи моего пути. А Константин Аркадьевич, помимо того что он меня развивал актерски, также почувствовал, что мне можно доверить режиссуру. Если бы не он, у меня не было бы такого мощного старта. Сразу 2-3 спектакля в московском театре. В одном из ведущих театров. На большой сцене! Это практически сказка. За эти спектакли я благодарен ему до глубины души. И он же как художественный руководитель взял к себе на курс преподавать. В Высшую школу сценических искусств.

А первый режиссерский опыт? Где он был?

– В театральной школе №123. Так случилось, что наш театральный класс – славный класс! И мои прекрасные одноклассники сделали «капустную» презентацию нашего класса. Минут на сорок! И задумка, и разработка, и постановка произвели впечатление на зрителя. А после окончания школы мой лучший друг Саша Соколов предложил поставить в ТЮМе (Театре юного москвича) спектакль «Две стрелы» Александра Володина. И это уже были серьезное название и серьезная работа.

У вас впереди много деятельности, которая связана с педагогикой как одной из ипостасей режиссерской работы. Что привлекает в театральной педагогике?

– Театральная педагогика – неотъемлемая часть режиссуры. Мне всегда было интересно открывать что-то новое в артисте. И когда мне самому тоже что-то предлагают, не просто используют нечто известное во мне, а достают какие-то новые краски, когда из меня выворачивает что-то или выбивают почву из-под ног и хотят, чтобы я чему-то новому научился. Меня это всегда очень раззадоривало. Просыпался актерский азарт. Так как я прошел актерскую школу Левертова в ГИТИСе, мы всегда были мощно подкованы, то мне очень просто и интересно работать с артистами. Я знаю эту профессию изнутри, и артисты сразу чувствуют, кто режиссер – теоретик или практик, прошедший через актерские дела. Это их сразу подкупает. И я, кажется, очень точно могу определить диагноз, какие-то проблемы актерские, чтобы выйти в новое качество, найти новые краски. И в режиссуре я стараюсь делать то, чего еще никогда не делал. Мне неинтересно идти по проторенному пути. Мне это скучно. Поэтому я бросаю себя в разные жанры, работаю с разными авторами, которые так или иначе во мне отзываются. И педагогически я считаю тоже, что режиссер не может быть просто постановщиком – пришел, поставил, уехал, забыл. Ты же вкладываешь в артистов свою душу. Хочешь, чтобы для них это была важная работа. Иначе на каком-то уровне им будет скучно, а это разрушит спектакль. Когда артисты понимают, что они здесь уже всего достигли, это сразу же перечеркивает все, что мы сделали. Мне важно, чтобы был зазор, чтобы была перспектива, куда расти. Я буду ставить такие задачи, чтобы артист не думал, что он уже все умеет и знает, чтобы обязательно было стремление к совершенствованию и новым «высям-далям-планкам», которые нужно перед собой ставить. Потому что театры, которые я люблю и о которых я говорил, они гениальны, нам еще до них расти и расти.

Какието воспоминания или случаи из школьной жизни греют?

– Этих воспоминаний так много! Мы ведь с одноклассниками все время встречаемся, общаемся. До сих пор дружно живем, позваниваем друг другу, приглашаем на премьеры. И с друзьями-одноклассниками не расстаемся духовно никогда. Мы были шалопаями, в чем-то хулиганами. Очень веселыми и азартными людьми. Постоянно играли, шутили, изобретали что-то. Это был поток творческой активности, которая вырастала в сумасшедшие капустники на Новый год, 8 Марта, концерты музыкальных групп, спектакли выпускали, зачеты по мастерству, о которых до сих пор вспоминают благодарные зрители. Это было счастливое время. Я очень жалею тех людей, для которых школа – это такое скучное времяпрепровождение. Короче говоря, мы жили в абсолютном счастье, восторге, жили внятными перспективами. Очень хотелось поступать, заниматься театром. И, слава богу, наши учителя по общеобразовательным предметам, которые быстро нас раскусили, не наседали на нас и не обижались. С пониманием относились к тому, что физика и химия не самые профилирующие для артистов предметы. Они пропускали нас из класса в класс, любили нас за яркие проявления. Хотя какие-то предметы мы, конечно, любили: историю и литературу. Мы с пеной у рта доказывали что-то. Дискуссии были истовые, жаркие, настоящие – про Чацкого, Раскольникова или Базарова.

С высоты своих опыта и успехов могли бы чтото пожелать и посоветовать нынешнем ученикам нашей школы?

– Наверное, ничего не бояться. Верить в себя. Не думать, что, если что-то не получается или получается, но не как у всех, то это плохо. Очень важно, чтобы иногда что-то не получалось. Не бывает побед без поражений, чтобы сразу все получилось. Это даже странно, когда ты что-то репетируешь, а оно, раз, и сразу все удается. Если так, это верный признак, что что-то неправильно, что ты используешь уже наработанные ходы и штучки. А лучше, когда у тебя не получается! Лучше, когда присутствует волевой акт, чтобы получилось. Если ты сможешь это преодолеть усилием воли, желанием, стиснув зубы, тогда это более дорогая победа, чем если сразу легко все. Так победа обесценивается. Особенно в нашем деле, которое абсолютно субъективно и эфемерно, где ты сегодня можешь быть паном, а завтра – абсолютно «пропалом». От чего это зависит? Каждому нужно создать в себе свою «систему Станиславского», которая работает только для него, – система Ломкина, Иванова, Чехова и т. д. Где есть какие-то законы. На сегодня они работают, а завтра? Завтра ты расковырял себе ухо, и спектакль идет уже совершенно по-другому. И только ты начинаешь что-то понимать! А потом вдруг это теряешь… В общем, это очень живая структура. К ней нужно быть готовым. И ни в коем случае не опускать руки, не думать, что из-за какой-то неудачи нужно все бросать и переходить в коммерцию, в более материальные сферы.

А что пожелали бы учителям?

– Наверное, побольше здоровья и терпения. Это самая неблагодарная профессия. Потому что, пока мы еще там, в школе, мы еще не понимаем, что происходит с нами вокруг, что эти люди рядом с нами делают. Понимание приходит только потом, когда ты уже сам начнешь что-то такое делать. А кому-то это не дано осмыслить до конца жизни. Кто-то и умирает с ощущением, что учителя – это те самые тираны, которых мы получили в детстве. Хотя «учитель» сродни каким-то святым профессиям. Он тратит свою жизнь, чтобы вкладывать частицу себя, своей души в этих шалопаев, которые мало чего успевают понять. Что пожелать? Терпения. Нести свой крест. Я тоже сейчас ступил на педагогическую почву и теперь понимаю, как это. Как радуют успехи! Когда получаются микроинфаркты на не­удачных показах, зачетах, на каких-то актерских вывихах! Только с опытом можешь ощутить всю ценность учительского труда.

Игорь МАХРОВ, педагог дополнительного образования школы 123

 

 

Комментарий

 

Юрий БАЙКОВ, заместитель директора школы 123:

Школа 123 находится в звездном окружении театров. В 1981 году в школе были открыты первые театральные, а в 2019 году первые кинематографические классы. В 2022 году начали выстраивать предпрофильную подготовку учеников 7-9‑х классов в рамках проекта «Креативная вертикаль».

С учетом степени воздействия на личность ребенка искусства театра и кино при построении образовательного пространства школы используются:

интеграция содержания рабочих программ обучения и воспитания общего и дополнительного образования на основе технологии театральной педагогики;

межпоколенное социокультурное сотрудничество детей и взрослых на основе событийного подхода.

В школе реализуются рабочие программы учебных курсов и курсов по выбору (в том числе внеурочной деятельности): 1-6‑е классы – «Ритмика», «Игровой микс», хореографический ансамбль, хор, школьный театр «Раз, два, тридети»; 5-6‑е классы – «История культуры и искусства», хореографический ансамбль, хор, школьный театр «Раз, два, тридети»; 7-9‑е классы – «Культура и креативность», «Основы киноискусства», «Видеосъемка и видеомонтаж», «Театральная импровизация», хорео­графический ансамбль, вокальный ансамбль, школьный театр «Раз. Два. Три»; 10-11‑е классы – «История мировой культуры», «Актерское мастерство», «Танец», «Сценическая речь», «Технологии фотоискусства и кинематографии», «Театральная импровизация», «Художественное слово», студия вокала, школьный театр «Раз, два, тридети».

Ярким событием и началом новой традиции в жизни школы в 2023 году является фестиваль «Большие театральные игры». Это финальный смотр образовательных достижений, театральный показ сценического мастерства. Это педагогический мастерингпредставление содержания программ и технологий обучения городскому сообществу, открытая площадка для знакомства московских семей с нашей театральной школой.

В программе фестиваля представлены:

отчетные занятия курсов по выбору вне­урочной деятельности и учебных объединений дополнительного образования по хореографии, вокалу, сценической речи, актерскому мастерству;

мастерклассы учителей общеобразовательных предметов по использованию технологий театральной педагогики в образовательной деятельности;

мастерклассы партнеров школыпрофильных вузов и колледжей в сфере театра и кино;

день открытых дверей.

«Большие театральные игры» – грандиозное образовательное и воспитательное событие этого учебного года. В течение недели ученики старших классов на просмотрах и прослушиваниях представляют строгому жюри свои умения в исполнении народных и эстрадных танцев, чтении стихов и прозы, вокальных композиций, актерском мастерстве (театральный батл).

День открытых дверей собрал не только наших учеников, но и семьи москвичей, которые рассматривают на будущее возможность обучения в нашей театральной школе. Участниками этого события стали 110 семей из 129 зарегистрировавшихся на сайте. Приходили целыми семьями, фактическое количество гостей значительно превышало заявленное. Учитывая такой интерес к мероприятию, для отдельных мастерклассов мы предусмотрели телетрансляцию. Основной задачей для ведущего каждого мастеркласса было подобрать такое содержание, организовать такую деятельность, чтобы максимально реализовать принципы межпоколенного социокультурного взаимодействия детей и взрослых. Задача была решена успешно! Так, на мастерклассе «Театр и литература» были смоделированы театральные постановки с участием родителей, детей среднего и младшего возраста. На мастерклассе «Игровой микс» увлеченно играли в театральные игры дети и их родители. А на мастерклассе «I love theatre» взрослые выразительно читали стихи на английском языке, дети средствами пантомимы передавали их содержание. В адрес школы поступило множество восторженных отзывов от участников дня открытых дверей.

Школа 123 за годы своего существования выпустила большую плеяду известных артистов театра и кино, деятелей искусства, журналистов. Осваивая образовательные программы гуманитарного профиля с искусствоведческим компонентом, большинство выпускников ежегодно связывают свою жизнь с профессиями в сферах театра, кино, журналистики, лингвистики и литературы.

Евгений Маймин в книге «Искусство мыслит образами» пишет: «Искусство ничем не заменимо. Оно дает людям живое знание о жизни, знание цельное и глубоко нравственное… Искусство сближает людей, приобщает их к подлинным ценностям, раскрывает красоту и богатство человеческой души. Это и делает его источником ни с чем не сравнимого нравственного воздействия». Конечно, не каждому нашему выпускнику суждено быть актером или медийной личностью, получить известность. Но вкладывая свои усилия в содержание обучения и воспитания, формируя особое образовательное пространство, наша театральная школа верит в успех каждого своего выпускника, в его гражданскую позицию, в принятие им смыслов добра и порядочности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте