– Муртаза Губайдуллович, как вы относитесь к тому, что социальная сфера в целом и образование в частности долгое время финансировались по остаточному принципу?
Досье «УГ»Авторитетное мнение«…В Башкортостане социально-экономическое положение гораздо благополучнее, чем в других регионах. Уровень развития республики гораздо выше, чем в среднем по стране, и Башкортостан занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации…»Президент России Владимир ПУТИН«Образование в вашей республике всегда было приоритетным направлением. Внимание к этим проблемам позволило создать одну из самых развитых региональных систем образования. На вашей территории успешно проводятся крупные федеральные эксперименты, уникален опыт работы по созданию национальной школы».Министр образования России Владимир ФИЛИППОВ
– Весь цивилизованный мир осознал, что главное богатство любой страны – не деньги, а интеллект народа.
Это ясное понимание есть и в нашей стране. Вспомните, как поставил вопрос Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на Съезде ректоров: «Проблемы образования волнуют всю нашу страну, все общество. Очевидно, что от успешного решения этих вопросов зависит не только настоящее, но и будущее России».
Все начинается с разума человека, его души…
– Вы в душе поэт?
– Что вы! Жизнь заставляет быть жестким прагматиком. В эффективности воспитания и образования подрастающего поколения вижу путь к процветанию нашей республики в XXI веке. Ведь уровень знаний, интеллекта и профессионализма граждан определяют экономический и духовный потенциал общества и государства, в итоге – перспективы и темпы их социально-экономического развития. Именно поэтому в Башкортостане развитие системы образования – важнейшее направление государственной политики, а расходы на образование – приоритет бюджета республики.
Только за последние 5 лет инвестиции в образование увеличились в 3 раза и составили около 35 млрд. рублей, построены школы более чем на 29 тысяч мест и дошкольные учреждения почти на 1,5 тысячи мест. Из них больше половины – на селе. В этом году уже введены 11 новых школ почти на 2200 ученических мест, 2 детских сада, пристрой к педучилищу, плавательный бассейн, спортивный комплекс.
По строительству образовательных учреждений мы стабильно занимаем передовые позиции в стране. Из 276 школ, намеченных к вводу по России, 27 (то есть каждая десятая!) строятся в нашей республике.
С 1998 г. в 3 раза выросли расходы на содержание учащихся. Сегодня они составляют от 9 тысяч рублей на каждого ребенка в школах до 60 тысяч рублей в детских домах. Это один из высоких показателей в России.
В Башкортостане обеспечение учебниками бесплатное. На это за последние 5 лет израсходовано свыше 440 млн. рублей.
Большой шаг вперед сделан в информатизации и компьютеризации образования. Только за последние годы школы получили более 5,5 тысячи комплектов компьютерного оборудования, число современных компьютеров за 3 года возросло в 5 раз.
Увеличивается охват детей дошкольным образованием. На селе создаются комплексы «Детский сад – школа». Если 10 лет назад таких учреждений в республике было всего 6, то сегодня – более 100.
Благодаря государственной заботе система образования республики превратилась в одну из крупнейших и развитых в России. В ней 5700 разнопрофильных учреждений, 185 тысяч работников обучают и воспитывают свыше 1 млн. учащихся и студентов – практически каждого четвертого жителя Башкортостана.
В сфере образования реализуются более 30 федеральных и республиканских программ. На них уже выделено почти 400 млн. рублей и более 2 млрд. рублей система образования получит в ближайшие годы в соответствии с федеральной программой социально-экономического развития Башкортостана.
В республике создана практически не имеющая аналогов в стране модель национального образования, развитая система социальной защиты обучающихся, сохранения их здоровья, профилактики беспризорности и безнадзорности.
Все эти перемены стали реальностью благодаря целенаправленной работе республиканского министерства и муниципальных органов управления образованием, а главное – самоотверженному труду педагогов. Среди них – Герои Социалистического Труда, народные и заслуженные учителя школ РСФСР и БАССР, лауреаты премий президентов России и республики. Это Ханифа Искандарова, Лидия Арбузова, Лев Пейсахович, Зайтуна Янборисова. В республике хорошо знают победителя Всероссийского конкурса 2002 г. среди директоров средних специальных учебных заведений Руслана Габидуллина, а также директоров образовательных учреждений – Вячеслава Гареева, Фарита Харисова, Яхию Мунирова, Азамата Магзумова, Графита Шакирова, Наталью Сакаеву и многих других.
– Как столь масштабные затраты на образование сказываются на экономике и бюджете республики?
– Влияние взаимное. Серьезные сдвиги в развитии экономики республики дают возможности увеличивать финансирование социальной сферы. А качество образования стимулирует социально-экономическое развитие.
Башкортостан вошел в XXI век как высокоразвитый индустриально-аграрный регион России, крупный культурный и научно-образовательный центр. Он отличается политической и социальной стабильностью, межнациональным и межконфессиональным согласием.
В экономике республики год за годом идут позитивные перемены. Успешно развиваются топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, легкая промышленность. Высока инвестиционная активность, растет экспорт. Заметный прогресс достигнут в аграрном секторе.
По объему валового регионального продукта и промышленного производства Башкортостан входит в первую десятку регионов России, а по объему продукции сельского хозяйства занимает второе место. Средства, перечисляемые в федеральный бюджет, за последние 4 года увеличились более чем в 6 раз. По их объему республика устойчиво занимает первое место в Приволжском федеральном округе и пятое в стране после Москвы и основных нефтегазодобывающих регионов.
Заботясь о динамичном развитии экономики, мы всегда помним о главном – о благополучии людей, повышении уровня их жизни. Социальная сфера Башкортостана находится на подъеме. Успешно реализуется программа социальной поддержки населения. На ее выполнение за последние 5 лет направлено 21,6 миллиарда рублей. Принимаются конкретные меры для роста доходов населения. Оказывается широкая государственная поддержка социально уязвимым категориям населения, адресная помощь малообеспеченным и многодетным семьям, ветеранам войны и труда. Для ветеранов и инвалидов введены дополнительные льготы, не предусмотренные на федеральном уровне. Большое внимание уделяется многодетным семьям, повышению статуса многодетной матери.
Значительно расширена сеть учреждений социального профиля для обслуживания пенсионеров и инвалидов, детей и подростков. Активно идет газификация и телефонизация населенных пунктов, строительство жилья и объектов социальной сферы, дорог, мостов. Все свидетельствует, что наша экономика ориентирована на социальные нужды населения, работает на человека.
– Какую поддержку получают учащиеся из малоимущих, многодетных семей, сироты?
– Школьники-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают пособие (1500 рублей в месяц) на питание и приобретение одежды, а в интернатах и других образовательных учреждениях находятся на полном государственном обеспечении. Им предусмотрены выплаты на культурно-массовые мероприятия, приобретение предметов личной гигиены, игр. Такие дети пользуются правом бесплатного проезда на пригородном и городском транспорте, во время каникул – к месту жительства, лечения и обратно.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на организацию горячего питания, форменную одежду учащихся из многодетных и малообеспеченных семей, им компенсируются расходы на школьно-письменные принадлежности первоклассникам.
Студенты из многодетных, неполных и малообеспеченных семей получают адресную социальную помощь. Во время учебы во всех типах учреждений профессионального образования сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается увеличенная стипендия, а также зарплата в период производственного обучения и практики, ежегодное пособие на приобретение литературы и письменных принадлежностей.
Выпускники профессиональных образовательных заведений всех типов из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем на сумму 7900 рублей, а также единовременным денежным пособием.
– Что делается для решения социальных проблем педагогов?
– Забота об учителях – всегда в центре внимания руководства республики. У нас сохранены доплаты им. С 1 октября текущего года средняя зарплата педагогов выросла до 3800 рублей. Но этого недостаточно, надо продолжать существенно поднимать ее.
Учителям выделяются средства на приобретение учебной литературы и периодических изданий. Только в этом году на единовременные выплаты израсходовано из бюджета около 70 млн. рублей. Для повышения социального статуса учительства учреждены премии президента республики лауреатам республиканских конкурсов «Учитель года», присваиваются почетные звания «Заслуженный учитель Республики Башкортостан».
В прошлом году 170 работников образования получили бесплатное жилье, 555 – льготные жилищные кредиты, 543 человека построили индивидуальное жилье. Благодаря программе «Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 годы» фактически сохранена система предоставления бесплатного жилья работникам бюджетной сферы в столице. Уже 57 молодых учительских семей стали обладателями собственных квартир. В Орджоникидзевском районе – 40 семей. В ряде районов работники образования получают ведомственные квартиры и комнаты в реконструированных зданиях. Словом, делается немало, и эту работу нужно наращивать.
Развитие системы образования – часть проводимой в республике активной социальной политики. В этом году будут подведены итоги выполнения программ развития образования на 1999-2003 гг. и впервые разработана единая программа развития всех ступеней системы образования республики на 2004-2008 гг. Она призвана обеспечить доступность и высокое качество образования для каждого жителя Башкортостана.
Необходимо обеспечивать единство обучения и воспитания, развивать комплексный подход к нравственному, трудовому и идейно-патриотическому воспитанию для формирования полноценного гражданина России, личности с ответственной жизненной позицией, способной напряженно трудиться, создать семью, растить детей, вести здоровый образ жизни, сохранять лучшие традиции народа. Мы ответственны за то, каким вырастет новое поколение, в чьих руках окажется будущее республики и страны.
Уверен, что кадровый, научно-методический потенциал системы образования Башкортостана позволит ей выйти на качественно новые рубежи. Интеллект и профессионализм нашего трудолюбивого и талантливого народа станут залогом успешного продвижения республики по пути к процветанию в XXI веке.
Комментарии