search
main
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году Неточность в ЕГЭ: мама школьницы убеждена, что формулировка в задании может оставить ее дочь без медали Гости из космоса: японские ученые показали фото и видео с изображением НЛО Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно Бывшая балерина рассказала, как сделать ноги стройными, не изнуряя себя тяжелыми тренировками В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Жить в эпоху перемен: в Минобрнауки предложили запретить менять образовательные стандарты Дополнительные баллы при поступлении в вуз: за что и сколько можно получить Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред В одном из лицеев Красноярска выпускной бал превратился в помолвку Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ

“Жизнь продолжается, её изобразить надо…”

Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи к 150-летию со дня рождения русской художницы Марии Якунчиковой-Вебер.

Сосенка. 1895

Одним из первых биографов Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер (1870-1902) был поэт и художник Максимилиан Волошин: “Париж и Россия соединяются в её творчестве в одно неразрывное целое, взаимно дополняя друг друга, исчерпывая её душу. Париж со своей наглядной красотой, выраженной в таких определённых буквах и словах, дал ей проникновение в тайну речи, дал ей возможность понять Россию. Любовь к внешним вещам, обозначающим Россию, могла создаться только на фоне Парижа. Только Париж мог приучить её оценить вещи, настолько привычные нашему глазу, что они перестали быть видимыми. Между видами русскими и парижскими есть глубокий параллелизм”.

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1901). Позитив на стекле (фото Льва Вебера)

Жизнь Марии Якунчиковой во Франции была вынужденной — в 1889 году у неё был обнаружен туберкулёз, и врачи посоветовали пройти курс лечения на курортах Биаррица.
Болезнь развивалась стремительно, поэтому пришлось обосноваться сначала во Франции, затем — в Швейцарии.

На выставке в Третьяковской галерее вы увидите довольно много незавершённых картин — виной тому повторяющиеся обострения туберкулёза.

В Россию можно было возвращаться в летнее время. Мария Васильевна почти ежегодно навещала родные места — Москву, усадьбу Введенское под Звенигородом, Морево под Рузой, всякий раз находя там источник вдохновения. “К чему нам Родина! К чему нам любимый дом, любимый угол сада — как не для того, чтобы, поняв их, понять через них общее, вечное”, — писала Мария Якунчикова.

До вынужденной эмиграции она была включена в активную художественную жизнь Москвы. В 1885 году Мария Якунчикова стала вольнослушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1884 года в зимнее время она регулярно посещала рисовальные вечера, которые устраивал на своей московской квартире Василий Дмитриевич Поленов, женой которого была старшая сестра Марии Наталья Васильевна. На этих вечерах бывали Константин Коровин, Илья Остроухов, Валентин Серов, Исаак Левитан…

Кладбище в Медоне под Парижем. 1892

А летом с 1887 по 1889 годы Мария Якунчикова присоединялась к ученикам Василия Поленова на даче, которую он снимал в подмосковной Жуковке. Здесь она подружилась с художницей Еленой Поленовой, сестрой Василия Дмитриевича.

Под влиянием старшей подруги у Марии Якунчиковой проявился интерес к изображению камерного лирического пейзажа, декоративно-прикладному искусству, а позже — к эстетике орнаментов и книжной графике.

В её оформлении в 1899 году выходили номера журнала “Мир искусства”.

На выставке впервые экспонируются стеклянные фотопластины конца XIX – начала XX века. Мария Васильевна и её муж Лев Николаевич Вебер были фотографами-любителями. Уникальные негативы и позитивы долгие годы хранились в швейцарском доме Веберов.

Мария Якунчикова-Вебер стала первым русским художником, обладавшим техникой современного цветного офорта. Её работы открыли в России новую эпоху в развитии гравюры.

Аллея каштанов. 1899. Панно (дерево, масло, выжигание)

По мнению Максимилиана Волошина, вершина творчества Марии Якунчиковой — работы, выполненные в технике выжигания: “…это самое законченное и самое абсолютное из всего, что сделала Якунчикова. В этой манере её истинное лицо. Эта манера всецело ею создана и ею разработана”.

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер была одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. Она соединила русскую классическую традицию с европейским импрессионизмом и пробивающимся ростком экспрессионизма, став одним из основоположников символизма и модерна в России.

Мария Якунчикова-Вебер — современница Марии Башкирцевой и Елизаветы Дьяконовой, оставивших нам знаменитые дневники. Она тоже вела дневник: “Слёзы подступили к горлу, так переполнена душа счастьем грусти, боязнью надежды, сожалением прошедшего, ожиданием незнакомого будущего. Сумею ли, сделаю ли? Там за тёмным окном Париж шумит, жизнь продолжается, её изобразить надо…”

Выставка продлится до 8 марта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте