search
main
0

Жизнь после конкурса

​Каждый год, когда завершается такой сильный и яркий конкурс, как «Учитель года», перед конкурсантами встает вопрос: а что же дальше?К сожалению, нередки случаи, когда воодушевленный конкурсом участник спешит поделиться приобретенными и отшлифованными в соревнованиях знаниями с коллегами, но натыкается на стену непонимания и, не вынося длительного отчуждения, уходит. Уходит не только из школы, но и из образования вообще.

Можно резонно заметить: а как же соратники по конкурсу? Или же учителя года это только соперники, перестающие общаться сразу после вручения наград? Непростой вопрос. Не секрет, что даже самые теплые отношения остывают на расстоянии. Бывает так, что, встретившись друг с другом через пару лет, те, кто в финале «Учителя года» помогал друг другу в фокус-группах, на мастер-классах или готовил общее выступление на финальном концерте, профессионально помня лица, не могут вспомнить имен. Тут дело не в соперничестве, а в продолжении общения после конкурса, но в закрученной до предела учительской жизни очень сложно выкроить время на дружеское чаепитие или совместный выезд на природу. Не приучены учителя пользоваться своим правом на отдых – повод должен быть более существенный. Объединить может только общее дело, и тогда рядом всегда будет тот, кто поможет справиться с непониманием, поможет найти выход.Конкурс не раз уже выпускал открытых для мира и общения учителей. В регионах регулярно образуются официальные клубы учителей года, в Москве в 2006 году образовалось партнерство «Столичный учитель». Они обмениваются опытом, проводят профессиональные конкурсы, фестивали, ведут научно-исследовательскую работу, оказывают методическую помощь учителям. Масштаб их деятельности велик, и это порой отпугивает рядовых участников конкурса: на работе больше не отпускают на широкоформатные мероприятия (надо отдавать почасовой долг за все выезды на конкурс), дома тоже жалуются на редкость встреч, да и год постоянного напряжения неблаготворно отразился на здоровье. Но это не повод уходить в тень, не повод зарывать талант в землю (его, как известно, мало сохранить – необходимо приумножить).Об этом же задумались после конкурса в прошлом году финалисты и победители конкурса «Учитель года Москвы-2010». Они решили предложить директорам школ, в которых сами работают, открыто показать педагогическим коллективам, что могут учителя года, объяснить те приемы, которые вывели их работу на новый уровень, а самим учителям года позволили носить столь почетное звание. Предложили приезжать непосредственно в школу, чтобы коллегам после работы не надо было никуда ехать, с короткими (25-35 мин.) интерактивными мастер-классами, в которых есть возможность не только услышать о чем-то новом, как в формате лекции, но и, приняв участие в действе, преломить новые методы на свою работу с учениками.Некогда стихийная идея оказалась востребованной – вслед за «родными» школами потянулись и другие, а финалисты «Учителя года Москвы-2010» сплотились, в шутку назвали себя неформальным клубом и, несмотря ни на какие искушения, все остались в системе образования. Среди зрителей и участников мастер-классов в этом году было много тех, кто уже в разные годы проходил через конкурс «Учитель года».Алексей БЕЛОВ:- В работе учителя необходимо постоянно чувствовать отдачу. В процессе общения с любой аудиторией, будь то класс школьников, группа учителей на мастер-классе, коллектив родителей на родительском собрании или публика, пришедшая на концерт или спектакль, неизбежны огромные затраты энергии, душевных сил, и если при этом не чувствуется отдачи, душа устает, истощается. Как-то так получается, что после каждого мастер-класса я, наоборот, чувствую прилив сил, творческой энергии, то есть участие в этом проекте для меня – отдых в прямом смысле этого слова. Для меня важен и другой момент. В процессе своей работы я встречаюсь с замечательными учителями, такими как Владимир Овчинников, Леонид Мильграм, Александр Зильберман, которого имею честь считать своим учителем. В общении с такими людьми вольно или невольно меняешься, в голову приходят мысли, которые, как мне кажется, важны не только для меня. Таким опытом просто необходимо делиться с коллегами, что я и стараюсь делать. Мне очень интересно общаться с коллегами, очень хочется не замыкаться в пределах своей школы (пусть даже и очень хорошей), знать, чем живут учителя в других школах. Иногда задают вопросы, которые ставят в тупик, и тем стимулируют умственную деятельность (например, какой нужно поставить эксперимент, чтобы точно установить, где находится душа человека). К тому же мне очень нравится делать общее дело вместе с интересными людьми, с которыми мы познакомились на конкурсе «Учитель года Москвы-2010».Георгий САПСАН:- Мне хотелось поддержать то свободное творческое неформальное общение, которое сложилось между нами – участниками конкурса. Каждый мастер-класс – возможность взглянуть на предмет с другой стороны, открыть новую грань. Всегда чувствуется отдача. После этого снова хочется возвращаться в школу, творить и новым опять делиться. Неформальный клуб здесь является неким центром единения и координации, не позволяет расхолаживаться.Юлия ГАВРИЛИНА:- Приезд учителей года (тем более не навязанный сверху) всегда дает некую встряску. Сидящим в аудитории коллегам приятно осознавать, что это именно они пригласили выступающих, так они воспринимают увиденное и услышанное спокойнее – критически, но не антагонистически. Для нас это тоже стимул: приятно сознавать, что именно на твой мастер-класс есть спрос (часто школы и методцентры отправляют запросы на определенных учителей, отбирая нас по критериям учебного предмета и характера мастер-класса). Хотя выступление перед своими учениками или коллективом родной школы и выступление перед незнакомой аудиторией – это, конечно, «две большие разницы». Надо постоянно находиться в тонусе, фиксировать и выкристаллизовывать каждую находку на уроках с детьми, чтобы делиться потом новым с коллегами. По отзывам видно, что наши мастер-классы востребованны, и это стимулирует к дальнейшему саморазвитию.Екатерина МАТРОСОВА:- Мы не претендуем на истину в последней инстанции, не стоим на позиции сверху. Нам и самим интересно поработать над собой в такой форме, пообщаться с коллегами, с подготовленной взрослой аудиторией. Мы чувствуем себя наравне с ними, и это всегда дает хороший результат. Для меня участие в работе клуба очень важно, так как это наше собственное независимое сообщество, мы можем придумать и реализовать любой проект, конференцию или семинар, было бы время и желание.Иван КОЛЕЧКИН:- Клуб – это очень условное название. Мы не какая-то обособленная организация: когда нас куда-либо приглашают поработать, поделиться опытом, каждый из нас готов к сотрудничеству (как вместе, так и по отдельности). Думаю, это же можно сказать о любом учителе года, вне зависимости от его статуса. Учитель года России-2010, учитель математики и директор школы №1060 Михаил Случ, несмотря на большую, чем у других, занятость, также открыт для коллег (недавно он давал вместе со всеми мастер-классы в гимназии №1519 СЗАО). Нас объединили конкурс и желание общаться дальше. Скорее, можно было бы «обозвать» нас театром педагогических миниатюр. От других профессиональных клубов и партнерств нас отличает только формат, но объединяет общее дело.Александр БОБУРОВ, победитель областного конкурса «Учитель года Твери-2005», учитель физики школы №1 им. А.С. Пушкина (город Ржев):- Учитель года навсегда остается Учителем с большой буквы. И дело не в артистизме или в умении владеть техникой. Дело в масштабе, в способности мыслить широко и межпредметно: даже географам интересен урок историка Ю. Гаврилиной «Турецкий гамбит, или Карта и схема на уроке», физикам, биологам и словесникам – урок МХК П.Смородиновой «Общаться с искусством КАК? – приемы прочтения невербальных текстов», а «Удивление как педагогический прием» А.Белова вообще становится новой педагогической поэмой. Это такая высокая планка педагогического мастерства, такая энергетика, что после увиденного появляется желание тянуться выше и оправдывать свое громкое звание Учителя.Елена СИЗОВА, победитель окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы-2002», учитель начальных классов школы №1373 (ВАО) с углубленным изучением иностранных языков:- Прошло уже достаточно времени с тех пор, как учителя года Москвы дали в нашей школе серию мастер-классов по разным предметам, но, что удивительно, время от времени в учительской до сих пор раздаются радостные возгласы коллег, которые опробовали тот или иной подсмотренный прием, причем необязательно предметный. Например, всем пригодился универсальный прием формирования межпредметных связей на уроке, предложенный И.Колечкиным на мастер-классе «Есть ли у вас пульс?». Подход к уроку А.Астахова в мастер-классе «Необычный взгляд на обычный предмет, или Есть ли поэзия в математике?» пригодился не только математикам и учителям начальных классов, но даже и гуманитариям, мы все были восхищены результатом. А ведь когда уроки удаются, хочется работать и дальше. Успех наших учеников – это самая главная мотивация для учителя. Мы снова хотим пригласить к себе учителей года Москвы с другой серией мастер-классов – теперь уже более осознанно, чем в первый раз.Евгения СЕРЕДА, финалист московского конкурса «Учитель года-2000», старший преподаватель Военной академии МО РФ:- Будучи в прошлом школьным учителем, я прекрасно помню, что при работе с классом постоянно приходилось обновлять свою методическую копилку. Это не 1-2 семестра в вузе, в продолжение которых наши – пусть и самые яркие – индивидуальные методические приемы не успевают набить оскомину. В какой-то момент неизбежно кажется, что потолок достигнут. Мастер-классы учителей года не переворачивают мир, но они отодвигают потолки и показывают новый уровень, к которому можно тянуться. Тут уже от каждого конкретного учителя зависит, будет он расти ввысь или останется на том уровне, к которому уже пришел. Вполне вероятно, что для конкретной учительской работы в конкретном образовательном учреждении достаточно и имеющейся ступени. Но доступ к новым технологиям на мастер-классе получают все. После мастер-класса И.Колечкина «География русского языка» многие слушатели по-новому взглянули на способы формирования информационной компетентности обучающихся – приемы оказались невероятно просты и эффективны, а значит, впоследствии, когда потребуется, их вспомнят и к ним смогут вернуться все увидевшие. И это брошенное зерно не менее важно, чем раскрытые горизонты.Алеся ВАСИЛЬЕВА, финалист конкурса «Учитель года Подмосковья-2007», учитель начальных классов Красковской средней школы №55:- Я часто посещаю профессиональные конференции, семинары, мастер-классы – коллеги не перестают удивлять. Но в этот раз было нечто особенное! Настолько позитивны были эмоции, невероятна, ярко выражена индивидуальность наших гостей. На минуту мне в голову закралась мысль, что попади сюда человек с улицы, он решил бы, что перед ним ЧУДАКИ. Задора, с которым Мастер Белов делился своими идеями, хватило бы на десятерых; говоря о своей работе, проводя с нами демонстративные опыты, он, как мне кажется, мог бы зажечь еще сто тысяч солнц. Когда все закончилось, мы уже были по уши в него влюблены и никому никогда не придет больше в голову сказать: «Какой-то он странный…» И такие все Мастера этого неформального клуба: артистизм, педагогическая харизма, эрудиция, нестандартность мышления. После таких занятий многие учителя, мне кажется, зададут себе один из двух вопросов: «А на что способен я?» или: «А на своем ли я месте?». Могу ошибаться, хочется верить, что второе не придет в голову никому, что мы будем использовать увиденное у себя в работе, будем сами разрабатывать нечто подобное, не боясь рисковать, не боясь быть непонятыми, не будем стыдиться реализовывать свои идеи.Дмитрий ЖЕМЧУЖНИКОВ, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2011», педагог дополнительного образования школы №1220:- Помните «После бала» Толстого? Сняв парадные эполеты и привычно помахивая увесистыми указками, конкурсанты возвращаются в свои школы, оставив одного в клубе бессмертных. Все? Официальные мероприятия не в счет. До следующего года, до следующего бала? Как бы не так. В 2010 году все было иначе. Ребята, поняв, что конкурс закончился, что больше не надо мерить, у кого портфолио толще и педагогический опыт длиннее, ощутили вдруг реальную недосказанность. Многое в формате конкурса не реализовано. Многое нереализуемо в рамках только своей школы. Хочется стольким поделиться! Конкурс-2010 дал удивительный результат – неформальное объединение финалистов, делающих общее дело. Собирающих и распространяющих лучшее не ради монументов себе любимым, а для развития системы, в которой работают.История знает времена, когда самостоятельно предлагать помощь бывает небезопасно: протянутую руку помощи воспринимают в штыки или даже хватаются за нее с целью утянуть за собой, а не выбраться… Эти тяжелые примеры превратили в циников не одного человека, перекроили под осторожность менталитет не одного народа, но патриархальная святая простота «хождения в люди» по-прежнему не исчезает. Миссия нести вечное, доброе, светлое – это очень непростая, часто неблагодарная миссия, но, судя по тому, что делают учителя года Москвы, эта миссия выполнима.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте