Задача сохранения и укрепления здоровья школьников поставлена и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Все актуальные задачи учтены в новых Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.4.2.2821-10), а федеральные школьные образовательные стандарты впервые сделали программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обязательным компонентом основной образовательной программы каждой школы.
Всероссийская диспансеризация 2002 года выявила, что лишь 10% школьников могут считаться здоровыми, половина имеют морфофункциональные отклонения, а 40% – хронические заболевания. Локальные мониторинговые исследования последних лет, к сожалению, подтверждают эту статистику и отмечают, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4-5 раз. С таким потенциалом здоровья выпускники школ становятся студентами вуза, еще на 4-5 лет погружаясь в образовательный процесс, где их ожидают те же факторы риска – гиподинамия, психические перегрузки, стресс, отсюда и результаты диспансеризации: 91% студентов входят в группу риска или имеют хронические заболевания, 67% имеют наследственную предрасположенность к заболеваниям различной этиологии.Учитывая, что наш вуз педагогический и большая часть выпускников МГПИ – будущие школьные педагоги, требования к ним особые. В первую очередь для них отношение к собственному здоровью должно стать ценностным, иначе не сможет учитель, у которого не сформирована культура здоровья, выстраивать в школе учебно-воспитательный процесс с учетом здоровьеформирования.Ключевая задача государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Для решения этой задачи необходимо обеспечить учреждения системы образования квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к решению этой задачи в рамках модернизации образования с учетом конкретных условий образовательного учреждения.Стандарты ВПО второго поколения, декларируя требования к выпускнику-бакалавру заниматься охраной жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе, а также «строить образовательный процесс… с использованием современных здоровьесберегающих… технологий…», тем не менее не обеспечивают должным образом выполнения этих требований. Например, будущие учителя начальных классов изучают дисциплины «Анатомия и физиология человека» (в новых стандартах отсутствуют слова «возрастная» и «гигиена», тем самым как бы утверждается, что ребенок – уменьшенная копия взрослого, гигиенические же аспекты деятельности учителя не принимаются во внимание) и «Безопасность жизнедеятельности и здоровье» (объем 76 часов, причем большая часть курса посвящена знакомству с чрезвычайными ситуациями). У бакалавров – будущих учителей-предметников – ситуация обстоит еще хуже: дисциплина «Анатомия и физиология» вообще отсутствует, из всех дисциплин, формирующих у студента здоровьесберегающую компетенцию, осталась только дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с тем же содержательным наполнением (объемом 36 часов). Таким образом, непонятно, как студент будет проектировать образовательный процесс с учетом возрастных особенностей школьника и в целом строить здоровьесберегающую образовательную среду в ОУ. МГПИ в 2010 году на коллегии Департамента образования внес предложения по изменению ситуации при подготовке бакалавров педагогики.В стандартах ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование» здоровьесбережение не выделено отдельной профессиональной задачей выпускника-бакалавра, а входит в умение организовывать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. В основном компетенции, связанные с развитием здоровья будущего учителя и его умения сохранять и укреплять здоровье учеников и воспитанников ДОУ, в стандартах третьего поколения формируют на занятиях физической культурой. Однако стандарт был дополнен вузом-разработчиком (МПГУ) примерными программами обязательных дисциплин «Возрастная анатомия и физиология» (объем 72 часа) и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (объем 72 часа), которые направлены именно на решение этой задачи (в отличие от дисциплин, которые направлены на решение задачи здоровьесбережения лишь частично). По направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация магистра) нет в требованиях к выпускнику компетенций, относящихся к здоровьесбережению.В ФГОС ВПО по другим направлениям подготовки бакалавра профессиональная задача здоровьесбережения сводится к владению средствами самостоятельного, методически грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих успешную трудовую деятельность, и решается только на занятиях физической культурой. По этой причине особенно важно выстраивание вузом особой системы подготовки выпускника к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей профессиональной деятельности – системы, которая способна компенсировать недостатки стандартов ВПО на федеральном уровне. Ключевой момент в подготовке выпускника-бакалавра к работе в контексте сохранения и укрепления здоровья школьника – идея формирования личного ценностного отношения к собственному здоровью и как результат осознание важности этой идеи в воспитании порастающего поколения. Замечу, что, по последним исследованиям, 93% нынешних учителей считают, что педагогическая профессия ухудшает состояние их здоровья. Вторым важным моментом по праву считается владение принципами здоровьесберегающей педагогики (подчеркну, что именно педагогика способна обеспечить эффект любой здоровьесберегающей педагогической технологии, иначе эта технология будет пуста и формальна). Эти две идеи в подготовке будущего учителя заложены в основу формирования у него здоровьесберегающих компетенций, которые позволяют решать задачу, прописанную в государственной программе Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)». Такая система подготовки педагогических кадров работает (выстраивается) уже несколько лет в Московском гуманитарном педагогическом институте.В первую очередь важным моментом стало усиление содержания ГОС ВПО и ФГОС ВПО по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формирование у школьников культуры здоровья через национально-региональный компонент, дисциплины по выбору и факультативы здоровьесберегающей направленности. Например, введена в качестве дисциплины общепредметной подготовки или обязательного факультатива (в зависимости от факультета и формы обучения) дисциплина «Здоровьесбережение в образовании», студенты изучают такие дисциплины по выбору, как «Методика обучения младших школьников физической культуре и здоровьесберегающим технологиям», «Психофизиология младшего школьника», «Социально-педагогическая деятельность учителя начальной школы», «Социальное взаимодействие учителя с коллективом учащихся в начальной школе», «Критерии готовности ребенка к школе», «Основы специальной педагогики и психологии», «Методика построения учебной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения», «Инклюзивное образование в системе начального образования» (на факультете педагогики и методики начального образования), «Формирование физической культуры у детей дошкольного возраста», «Педагогическое сопровождение физического воспитания дошкольников», «Технологии управления конфликтами», «Педагогика и психология ненасилия», «Охрана зрения детей в ДОУ», «Технологии здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» (на факультете педагогики и методики дошкольного образования). На филологическом факультете введен целый модуль «Здоровьесбережение», в который входят такие дисциплины по выбору, как «Психофизиология школьных трудностей», «Здоровьесберегающая деятельность в школе» и «Формирование ценности здорового образа жизни».Помимо аудиторных занятий по проблематике здоровьесберегающей деятельности будущего педагога в МГПИ работают лекторий для студентов и преподавателей (как в традиционной форме, так и через сайт института), виртуальная консультационная служба по вопросам особенностей развития детей разного возраста, проблемам культуры здоровья и здорового образа жизни.Существенную работу по формированию культуры здоровья студентов, пропаганде здорового образа жизни и популяризации идей здоровьесберегающей педагогики ведут в институте два подразделения – отдел содействия укреплению здоровья студентов и лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании. Эти два подразделения института выполняют координационную роль и оказывают научно-методическую поддержку в выстраивании системы здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства, поскольку педагогический вуз для студентов – модель их будущей профессиональной деятельности. В рамках научной школы «Здоровьесберегающее пространство современного педагогического вуза» в МГПИ уже несколько лет идет разработка модели особой образовательной среды, способствующей качественной подготовке педагогических кадров по проблемам здоровьесохранения и здоровьеформирования, причем сами студенты принимают активное участие в разработке и реализации этой системы (это исследования студенческого научного общества «Образование и здоровье», работа студенческого самоуправления, конкурсы проектов «Здоровьесберегающая среда педагогического вуза»).МГПИ включает сотрудников в процесс овладения навыками саморегуляции и самооздоровления. Занятия проводят по образовательной программе «Психофизическая тренировка» (автор технологии – доктор медицинских наук, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», врач лечебной физкультуры, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ, профессор кафедры физической культуры, ЛФК и врачебного контроля ИГМА Росздрава Н.Нежкина). Суть технологии психофизической тренировки заключается в том, что человек активно включается в процесс формирования собственного здоровья на основе знания и понимания деятельности своего организма, умения изменить ее в лучшую сторону с помощью специально подобранных динамических, статических и релаксационных упражнений. В результате педагоги овладевают компетенциями, направленными на сохранение и развитие ресурсов здоровья и формирование ответственного отношения к здоровью.Институт также оказывает научно-образовательную и методическую помощь московским учителям. Мы инициировали и разработали сопровождение городского конкурса социального плаката по пропаганде ценности здоровья среди школьников и студентов, городского марафона школьных PR-проектов в области здоровья и профилактики зависимостей, программы курсов повышения квалификации «Здоровьесбережение в образовании», «Организация здоровьесберегающей деятельности учителя в образовательном процессе», «Технологии физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования», проводим мастер-классы для педагогов, методистов окружных методических центров, для педагогов со стажем, а также городские и межрегиональные «круглые столы» с привлечением ведущих специалистов в области здоровьесбережения «Здоровьеформирующее образование: подготовка специалистов (опыт, проблемы, перспективы)», «Формирование культуры здорового образа жизни в условиях перехода на новые образовательные стандарты», межрегиональные и международные конференции «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз». МГПИ стал площадкой для проведения Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся».Значимым звеном системы здоровьесберегающего пространства вуза стал комплексный мониторинг здоровья студентов, включающий исследования по физической подготовленности, двигательной активности и психологическому здоровью, а также различные исследования по более узким проблемам, проводимые студенческим научным обществом. Результатом всех этих исследований стали рекомендации руководителям факультетов и другим заинтересованным лицам по оптимизации образовательного процесса.Поскольку научно-методическое осмысление деятельности вуза по созданию особой образовательной среды, способствующей эффективному формированию у студентов здоровьесберегающей компетенции, крайне необходимо, эти вопросы выносятся на различные научно-практические мероприятия (заседания ученого совета, конференции, конгрессы, съезды и форумы представлены на мастер-классах), в ближайшем будущем МГПИ примет участие во Всероссийском съезде «Здоровое поколение – здоровая Россия».Такая система организации образовательного пространства педагогического вуза имеет доказанный практически положительный эффект в подготовке грамотных в вопросах здоровьесбережения педагогических кадров и позволяет студентам применять полученные знания, умения и навыки в процессе педагогической практики. Мониторинг применения выпускниками здоровьесберегающих технологий на уроках показал, что более 65% выпускников МГПИ используют в своей работе полученные в вузе здоровьеформирующие технологии (физкультминутки, смену деятельности, соблюдение чистоты помещений, привитие гигиенических норм, выстраивают учебный процесс в соответствии с физиологическими особенностями школьников). Таким образом, как нам кажется, МГПИ в полном объеме обладает необходимым потенциалом по подготовке учителя здоровья для системы образования города.Татьяна ИВАНОВА, первый проректор МГПИ, заведующая лабораторией развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании
Комментарии