search
main
0

Жизнь на два дома. Какой выбрать?

​Дом – это место, куда хочется возвращаться, где тебя ждут близкие люди, где можно укрыться от невзгод и побыть самим собой. Хорошо, когда есть такое место, оно дает человеку чувство защищенности и безопасности, тепла, комфорта, уюта… Дома тебя любят.

Бывает, когда у человека есть два дома. Счастливый человек! Представляете, человек уходит рано утром из дома и приходит в другой дом, где тоже хорошо, тепло, где улыбки радости на лицах, где горящие глаза навстречу, где дело приносит удовольствие и чувство нужности, востребованности. И так проходит целый день – в приятных заботах и делах, взаимопомощи, непрерывном общении, обмене жизненным опытом, эмоциях. Наступает вечер, а тебя снова ждут дома, и ты бежишь из одного дома в другой, ведь там соскучились, тебя не хватает. А здесь оставляешь все до завтра.Лучше и не придумаешь! Только вот бывают такие моменты, когда тебя не хватает на два дома: ты нужен и тут и там одновременно. Ведь чтобы дом был домом, нужно многое отдавать – заботиться о тех, кто в нем живет, любить, творить и делать добрые дела. И как тогда выбрать? И нужно ли выбирать, если судьба подарила тебе такое счастье – иметь сразу два дома?Работая психологом и классным руководителем в лицее №1525 «Красносельский», я стала таким человеком, у которого есть два дома. Это сложно описать словами, и сложно вспомнить тот момент, когда я это осознала, но сейчас я точно знаю – я живу на два дома. Порой бывает, когда язык не поворачивается назвать мой второй дом работой: так тянет туда, так близки люди, которые рядом, так нравится отдаваться делу, которое кажется нужным и важным! Быть может, в этом все и дело: понимать, зачем и для кого ты работаешь, видеть в своих подопечных отдельных личностей – интересных, творческих, таких разных, способных быть не просто предметом для работы, а живыми людьми. Когда у меня появился мой класс, я долго думала, как выстроить с ребятами максимально эффективные отношения, чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы хорошо учились, везде участвовали, были инициативны. А потом я поняла, что для каждого важно чувствовать себя хорошо в том месте, где он находится. Если для ребят лицей станет вторым домом, как и для меня, они будут относиться к нему и к своей деятельности в нем с уважением, чувством тепла и радости, будут думать о том, как сделать так, чтобы всем было хорошо.Так родилась идея развивать самоуправление. Пока мы на начальном этапе, но основа заложена – у ребят есть чувство ответственности и желание активно участвовать в жизни лицея, выдвигать и реализовывать идеи для улучшения.Продумывая важные для создания такой атмосферы в классе мероприятия, был сделан акцент на выездные внеурочные мероприятия и другую внеклассную деятельность. Индикатором и катализатором большинства ситуаций всегда были эмоции. Наблюдая их, можно оценить, как себя чувствуют люди, нравится ли им то, что происходит. Вызывая эмоции, можно сформировать отношение к происходящему. На одной из выездных практик после активного дня, проведенного в плотном взаимодействии, ребята так расчувствовались, что в откровенных вечерних разговорах были слезы радости, доверия, любви к происходящему и к тем, кто рядом. Не это ли знак того, что они неравнодушны, что происходящее в их жизни за пределами дома может стать вторым домом? А в другой поездке был случай, который тронул меня до глубины души. Утром, когда я будила ребят к традиционной на наших выездах зарядке, одна из моих учениц сказала: «Вы будите нас так, как даже мама не будит». А я всего лишь пожелала доброго утра, посочувствовала их недолгому сну (ведь полночи они провели в разговорах друг с другом), шутливо потрепала их, сонных, по головам. И, можете поверить, они дружно поднялись и сделали все, что нужно было, не протестуя, не возмущаясь.И если кто-то спрашивает меня, сколько у меня детей, я, не думая, отвечаю: «26 любимых и один родной».В свою очередь, ребята с радостью и готовностью отзываются на призывы сделать что-то для лицея, поучаствовать в концерте, нарисовать газету или плакат, поставить спектакль для младших, принять участие в соревнованиях и конкурсах. А после уроков можно прийти в спортзал и позаниматься фитнесом или поиграть в футбол, волейбол. И совсем не хочется бежать скорее домой, ведь так хорошо в лицее.Подросткам так важно видеть, что их ценят и понимают, а нам, взрослым, на самом деле так легко показать им это! Просто сходить с ними вместе на ледяную горку и покататься на коньках, просто сводить их в театр, просто поговорить, когда им сложно, просто поддержать улыбкой.Постепенно круг тех, кто хочет, чтобы лицей был домом, становится больше.Помогает этому и то, что среди коллег есть неравнодушные, с горящими глазами и полные идей люди, которые также стремятся быть полезными детям.Такие отношения с ребятами помогают открывать все больше и больше просторов для развития. Так, мы вступили в проект, связанный с волонтерской деятельностью. Работая над ним, я видела искреннее желание ребят делиться добром с другими. Как важно это в современном мире, где каждый стремится пробить себе путь!Когда так проходит рабочий и учебный день, возвращаясь в семью, понимаешь, что иметь два дома замечательно. И сразу находятся силы, чтобы почитать или поиграть с ребенком, приготовить вкусный ужин, несмотря на усталость.И тогда думаешь: может быть, не нужно выбирать между двумя домами, если и здесь, и там тебе хорошо? Если и здесь, и там ты нужна, если и здесь, и там ты можешь быть полезна. Безусловно, не всегда можно разорваться и успеть все и для всех. Но ведь дом на то и дом, что тебя там понимают. И если вдруг у меня заболевает ребенок, я могу сказать в лицее: «Сегодня я не с вами», и они поймут. А если я еду в поездку и говорю своему сыну и мужу: «Мне нужно быть с ребятами, у нас важное дело», они тоже отпускают меня. А бывает, я беру своего сына в наши лицейские поездки, и тогда мои старшеклассники носят его на руках, играют с ним, а он болеет за них, когда они играют в конкурсах, или спрашивает, как у них дела, и передает приветы Даше, Кириллу, Ване. И так непередаваемо бьется сердце, когда дом-семья и дом-работа дружат!Татьяна РЕЗНИЧЕНКО, педагог-психолог лицея №1525 «Красносельский»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте