search
main
0

Жизнь как сюжет для фильма

В главной роли - учитель, режиссер, профсоюзный лидер Мария Лапочкина

Память вновь и вновь возвращает ее в детство, в годы Великой Отечественной войны. 1942 год. Выгоняя из домов жителей деревни Журавец, фашисты планировали отправить их на принудительные работы. Прасковья Дмитриевна Калганова шла с плачущими детьми Алексеем, Евдокией, Анатолием, Марией и внуком Александром. А с ними тихо брела и тоже, казалось, беззвучно плакала корова-кормилица Зина. Семья героини моего очерка Марии Федоровны Лапочкиной оказалась под Кромами.

Мария Федоровна в день 95-летия

Память делает остановку у деревни Новозыбково, возле которой путники стали копать окопы, чтобы укрыться от фашистов. В скитаниях прошел целый год. Измотанные, испытавшие на себе все ужасы военного лихолетья, оставшиеся без главы семейства, они вернулись домой в родную деревню только в 1943 году. И все это время дочь вспоминала отца, думала о нем и ждала. В 1937 году Федор Никитович Калганов уехал в Амурскую область, чтобы поправить материальное положение, был репрессирован и домой не вернулся… Много лет Мария Федоровна пыталась узнать хоть что-то об отце, делала запросы. Федора Никитовича реабилитировали посмертно.

Следующая «станция» памяти – учеба в Покровской средней школе, которую Мария успешно окончила в 1948 году. Поступила в двухгодичный учительский институт. Молодого специалиста направили в Моховскую школу. С первых дней работы Мария Федоровна вступила в ряды Профсоюза работников образования. Была неизменным участником всех школьных праздников, смотров, собраний и конференций. Однажды вступив в профсоюз, она уже никогда не будет изменять его принципам.

Подающего надежды педагога заметили в отделе образования и предложили перейти на работу методистом, а в июне 1957 года назначили заведующей Покровским отделом народного образования. Много сил, энергии было потрачено на то, чтобы он стал одним из лучших в области. Уделялось огромное внимание качеству учебно-воспитательной работы в школе, поддерживались на должном уровне методические службы образовательных организаций.

Спустя четыре года Мария Федоровна по собственному желанию перешла работать инспектором по школам. А затем административная деятельность завершилась.

Кадр воображаемой кинопленки показывает новую историю – учительскую. В 1962 году, когда упразднили Покровский район, Марию Федоровну назначили за­вучем в Нижнекуначенскую восьмилетнюю школу, но уже Свердловского района. Одновременно Мария Федоровна вела уроки – интересные, увлекательные, заставляющие мыслить и анализировать. И опять она профсоюзный лидер, курирующий вопросы охраны труда, обеспечения педагогов необходимым оборудованием, организации отдыха всех членов коллектива.

А ровно через два года случилось самое настоящее чудо – Мария Федоровна перешла на работу в нашу родную Покровскую среднюю школу учителем русского языка и литературы и заместителем директора по воспитательной работе.

Для меня лично встреча с Марией Федоровной судьбоносна. Именно ее уроки я ждала, ловила каждое ее слово, стараясь быть похожей на нее во всем. Именно она привила мне, да и всему нашему классу, любовь к поэзии. Она учила нас анализировать прочитанное, проживать жизнь вместе с литературными героями, ставить себя на их место и давать оценку поступкам. Она учила писать сочинения так, чтобы мы находили свои, уникальные слова, кропотливо, терпеливо работала с каждым из нас. Ее уроки были великолепны, она легко и доступно объясняла тему.

Мария Федоровна на протяжении многих лет возглавляла райком Профсоюза работников народного образования и науки. Ее чуткое, раненное войной сердце, летело навстречу каждому, кто в этом нуждался. Трудоголик, она не умела отдыхать, поэтому во время отпуска работала начальником пионерских лагерей «Солнышко» и «Надежда». И даже когда она решила уйти на заслуженный отдых, ее уговорили поработать воспитателем интерната Покровской средней школы. Затем была работа в Озерновской школе, в общежитии Покровского техникума.

Следующая остановка кинопленки памяти – театральная. Опыт работы в профсоюзе, умение организовывать праздники и мероприятия помогли театральному режиссеру Марии Лапочкиной поставить десятки спектаклей на сцене Центрального дома культуры. Главная тема спектаклей, конечно же, военная.

В этом году Мария Федоровна отметила свой 95‑летний юбилей, на который собрались и ее коллеги, и друзья, и бывшие ученики, и члены профсоюзной организации, которой она отдала многие годы жизни.

Однажды Генри Адамс сказал: «Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние». Эти слова с полным правом можно отнести к нашей любимой Марии Федоровне.

Марина НИКУЛИНА, заместитель директора Покровской средней школы, Орловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте