Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Живой разговор

Из всех педагогических методов Владимиру Матюхову ближе всего диалог с учениками
Учительская газета, №35 от 01 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Владимир Матюхов, представлявший на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2019 Калининградскую область, вот уже полгода работает в Москве, он учитель истории и обществознания школы №1357 «На Братиславской». Переезд в столицу был вызван желанием еще раз испытать себя, побывать на «передовой», набраться нового профессионального и жизненного опыта. По мнению многих учителей, именно в Москве с ее возможностями рождаются и апробируются новые образовательные тренды.

Наш разговор с Владимиром мы начали именно c его последних московских впечатлений. Я спросила, видит ли он отличие столичных учеников от калининградских, если да, то в чем оно проявляется.

– Нет, отличий мало. Во время уроков я несколько раз ловил себя на том, что веду их в тех же самых классах, что и раньше. Дети в Москве такие же. Причем не только внешне, они так же говорят, тем же интересуются, то же ценят, Интернет свел на нет практически все региональные и национальные отличия. Вижу разницу в более широких возможностях дополнительного образования. В столице выбор по сравнению с регионами огромный, поэтому столичные дети всегда чем-то заняты, у них нет свободного времени. С точки зрения интеллекта отличий нет, но социальный кругозор московских школьников явно шире, они больше вовлечены в жизнь, лучше в ней ориентируются. Наверное, это дает им в дальнейшем преференции.

– Думаю, у калининградских школьников, проживающих в самом западном уголке страны, имеющих возможность общаться с европейцами, тоже есть свои преференции. Знаю, что учителя Калининградской области постоянно участвуют в совместных международных проектах, делятся опытом с зарубежными коллегами и до закрытия границ из-за пандемии регулярно выезжали на стажировки в соседние страны. Три года назад в «Учительской газете» была информация о том, что каждый калининградский педагог имеет возможность выучить немецкий, английский, польский и литовский языки за счет средств Министерства образования. Вы воспользовались этим предложением?

– Я выбрал английский. Но многие мои коллеги помимо английского выучили и польский, и литовский, и немецкий. У нас, по сути, все учителя независимо от предмета владеют иностранными языками, и это дает им преимущества. Вообще Калининградский регион особенный, это несомненно, и у его жителей есть свои уникальные возможности. В частности, для тех, кто интересуется историей. Здесь столько сохранившихся памятников и свидетельств разных исторических эпох, что даже перечислить их все невозможно. А чего стоит уникальный природный памятник Куршская коса?! Изучать ее приезжают экологи, геологи и биологи со всей страны, а калининградские школьники имеют возможность получать знания, так сказать, из первых рук. И не только школьники. Многие семьи привозят своих детей на образовательные экскурсии в природный парк.
Думаю, такое непосредственное общение с природой, прикосновение к свидетельствам прошлого формируют личность, развивают любознательность.

– Владимир, полагаю, что история вас увлекла рано?

– Да, еще в детстве. А ближе к старшим классам я почувствовал огромный интерес к событиям ХХ века. Мой школьный учитель не мог (или по каким-то причинам не хотел) дать ответы на мои вопросы. Тогда мне пришлось искать их самому, я много читал, пытался самостоятельно разобраться. Поэтому выбор исторического факультета был вполне обоснованным.

– А о педагогике не думали вначале?

– Нет, не думал. Мне нравилось учиться, я радовался тому, что истфак Балтийского федерального университета имени Канта дает мне возможность получить знания от выдающихся ученых и опытных преподавателей. На первых порах я смутно представлял, где именно найду применение своим знаниям. Лишь во время первой практики на 4‑м курсе я влюбился в школу и твердо решил, чем буду заниматься в жизни. Но педагогом в полном смысле слова я стал не в университете. По окончании мне посчастливилось попасть в замечательную школу №6 города Калининграда, где я проработал 8 лет. Именно там произошло мое становление как учителя под руководством чуткого директора Ады Евгеньевны Бавтот. Она смогла не просто разглядеть во мне учителя, но и повлияла на становление моей личности. Я всегда с теплотой вспоминаю ее заботу и советы.

– Были ли у вас иллюзии в начале работы? Не было ли разочарований и желания сменить деятельность?

– Когда устраивался работать в школу, совсем не думал о возможных трудностях, о деньгах, статусе и престиже профессии. Должен признаться, что с самого начала работать в школе мне было интересно, я ни разу не задумывался о смене профессии. Однако не сразу, а со временем постепенно начал понимать, насколько важна профессия учителя, как велика его роль в становлении детей. Для себя я решил, что никогда не буду уходить, как мой школьный учитель, от сложных вопросов. Буду стараться найти ответ, а если невозможно ответить однозначно, постараюсь рассуждать вместе с детьми, направлять их внимание на поиск, показывать возможность взаимо­исключающих, противоположных точек зрения. И мой интуитивно найденный метод стал работать. Со временем я понял, что выбрал правильную тактику. Мои уроки очень часто превращаются в живой диалог с учениками, и я не боюсь того, что мы отклоняемся от заранее намеченного плана. Потому что у детей всегда остается возможность прочесть материал в учебнике, а обсудить темы, вызывающие вопросы и непонимание, можно только с учителем. Такова специфика предмета. В нашей отечественной истории, тем более новейшей, много сложных тем, требующих углубленного анализа, привлечения фактов и документов, не все они доступны до сих пор. Чем честнее я буду, чем неравнодушнее к тому, что ребят волнует, тем лучше.
Моя задача – научить детей не торопиться с оценками, по возможности смотреть на события объективно, учитывая плюсы и минусы, разные мнения и ракурсы обзора.

– Да, ваши предметы не назовешь легкими, учитывая их идеологическую составляющую. Школьники получают некий первоначальный социальный и общественный опыт в семьях, которые живут по-разному. Вам же нужно находить общий язык со всеми.

– Должен сказать, что пока эти трудности меня не коснулись. С семьями приходилось больше сталкиваться в классном руководстве. Но придерживаюсь того же принципа – быть предельно внимательным к тому, что волнует детей, и не отмахиваться от их проблем. Только искренняя заинтересованность в их судьбе может дать положительный результат. Ребятам своим я всегда пытаюсь доказать, что любая проблема может быть решена, безвыходных ситуаций не бывает.

– Настоящий педагог по-насто­ящему увлечен работой. Не сомневаюсь, что вы ведете много часов. Еще на что-то остается время?

– Да, нагрузка у меня всегда была большая, но я так к ней привык, что, если нет уроков, мне становится некомфортно. У меня есть семья, двое сыновей, которым я тоже стараюсь уделять время. Я по-прежнему люблю учиться, постоянно осваиваю что-то новое, развиваюсь. Работая в школе, получил второе образование по направлению государственного управления. Конечно, самым важным этапом профессионального пути стало участие в конкурсе «Учитель года». В конкурсном марафоне я участвовал дважды – в 2015 и 2019 годах. В 2015 году мне удалось стать призером городского этапа конкурса, а на региональном этапе я не смог добиться победы. Это заставило меня пересмотреть свое отношение к себе, определить слабые места и усовершенствовать преимущества. Я твердо решил, что попробую свои силы в конкурсе еще раз. Не проходило ощущение, что у меня осталось незаконченное дело. Потому готовился к конкурсу 2019 года усиленно на протяжении трех лет и подошел к испытаниям гораздо более ответственно. Все мои усилия, а также поддержка семьи и коллег принесли свои плоды, я победил. Признание профессиональным сообществом региона вселило в меня еще большую уверенность в том, что я занят верным делом и все делаю правильно.

– Поделитесь своими впечатлениями от финала. Что вам больше всего запомнилось? Как финал изменил вашу жизнь?

– На финале мне посчастливилось познакомиться с настоящими профессионалами своего дела. Счастье было наблюдать за уроками коллег и делиться своими умениями и навыками. Для меня имели большое значение живое общение с коллегами, обмен опытом и эмоциями. Благодаря финалу я обрел новых друзей из всех уголков нашей страны, узнал об особенностях работы системы образования в регионах. На конкурсе я понял, что для развития учителя нет предела, всегда есть возможность развиваться. Отдельно хочу отметить важность конкурсных испытаний. Я был рад уникальной возможности дать урок на федеральном уровне, продемонстрировать всем то, чему я научился за годы преподавания в школе.

На мой взгляд, конкурсный урок – это демонстрация всего, на что способен учитель. Именно такая возможность позволяет учителю полностью переосмыслить свой опыт, оглянуться назад, с уверенностью смотреть вперед.

Конкурс позволил мне начать как будто с чистого листа, я вернулся совершенно другим человеком и учителем, за что благодарен организаторам.

Кроме всего прочего, на конкурсе я понял, как же огромна наша страна и как много в ней интересного! Я принял решение продолжить карьеру в Москве, и меня тепло приняли в школе №1357 «На Братиславской», где я и продолжаю творить, учить и развиваться как учитель.

Вера КОСТРОВА, Калининград


Комментарии

Должны ли родители участвовать в разработке календарных планов воспитательной работы?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt