Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Живое созерцание. Интерактивное пособие от «Экзамен-Медиа» делает историю по-настоящему наглядной

Учительская газета, №10 от 8 марта 2016. Читать номер
Автор:

История – школьный предмет, при изучении которого события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Знакомство с историческим фактом, будь то отдельное событие или общественное явление, как правило, начинается с его временной и пространственной локализации. Локализация исторических фактов во времени и пространстве – одно из условий осознания школьниками отдельных фактов как последовательных звеньев закономерных исторических процессов, протекающих на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде.

При этом локализация не самоцель, а средство для осознанного восприятия учениками событий и явлений истории. Она опирается на картографические знания и умения. Не последняя роль в их формировании отводится интерактивным пособиям по истории, таким как «Наглядная история» (для основной и старшей школы) – новинка издательства «Экзамен-Медиа».В пособии представлены следующие типы заданий: на установление соответствия, на распределение, на множественный выбор, на нахождение и исправление ошибок, на восстановление последовательности и др.Заданий с выбором одного правильного ответа из четырех данных немного: они могут использоваться в ситуации оперативной актуализации знаний или быстрого подведения итогов изучения темы. Следует отметить, что обязательное условие использования дисков по истории «Наглядная школа» – выполнение всех видов заданий с объяснением хода выполнения и полученного результата. Только такой подход может гарантировать формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся.Пособие обладает возможностями конструктора: учитель может выбрать необходимые задания, картографический, иллюстративный и видеоматериал, компоновать их в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.В качестве примера использования «Наглядной истории» предлагаю урок по теме «Борьба Руси против иноземных вторжений. Русские земли и Золотая Орда».1. Актуализация изученного материала.Выполнение тестового задания позволит вспомнить ситуацию в русских землях накануне ордынского нашествия. Учитель может воспользоваться следующим заданием (см. рис. 1).Работа с заданием позволит актуализировать информацию о снижении обороноспособности русских земель накануне нашествия и перейти к изложению нового материала. 2. Изложение нового материала рекомендую построить с опорой на сводный плакат с хронологическими данными по истории изучаемого периода (см. рис. 2).3. Походы монгольских войск в 1237-1241 годах.Карты, представленные в пособии «Наглядная школа», позволяют построить работу дифференцированно в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Так, например, может быть предложена как карта с нанесенными на нее названиями княжеств, областей и городов, так и карта с нанесенными на нее походами монгольских войск. Наиболее сложный вариант – карта, на которой указаны только направления походов монгольских войск, без названий русских земель, областей и городов (последние учащимся необходимо назвать самостоятельно) (см. рис. 3).Для визуализации изученного рекомендую использовать иллюстративный материал, данный в рубрике «Дополнительные материалы».Объяснение нового материала может быть построено с использованием заданий, данных к картам пособия. Вы найдете несколько типов заданий для работы с картой:- обозначить на карте направления походов и места сражений;- опираясь на карту, сделать выводы и обобщения на заданную тему (см. рис. 4);- изучение текстового исторического источника и выполнение заданий к нему;- контекстное задание со свободным развернутым ответом (см. рис. 5).Без ощущений, без живого созерцания невозможно познание. При формировании знаний необходимо снабдить школьников образами, создать условия для живого созерцания. Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные фильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения. Учебное пособие «Наглядная школа» позволяет раскрыть учебный потенциал видеоматериалов по истории нашей страны. В частности, на примере данной темы урока рекомендую использовать фрагменты фильма «Нашествие на Русь Батыя».Рассматривая вопрос о последствиях монгольского нашествия на Русь, советую использовать как задания в тестовой форме, так и более сложные задания с открытым развернутым ответом.Итак, пособие по истории «Наглядная школа» реализует требования по организации деятельностного подхода в обучении. Система знаний, способы представления теоретического материала, мультимедийные возможности пособия позволяют организовать разнообразные виды учебной деятельности по освоению исторической информации, что способствует формированию и развитию интереса к предмету, ведущих компетенций учащихся.​Екатерина КАЛАЧЕВА, кандидат исторических наук, ведущий специалист кафедры истории и обществознания Национального центра инноваций в образовании


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту