search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Живое созерцание. Интерактивное пособие от «Экзамен-Медиа» делает историю по-настоящему наглядной

История – школьный предмет, при изучении которого события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Знакомство с историческим фактом, будь то отдельное событие или общественное явление, как правило, начинается с его временной и пространственной локализации. Локализация исторических фактов во времени и пространстве – одно из условий осознания школьниками отдельных фактов как последовательных звеньев закономерных исторических процессов, протекающих на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде.

При этом локализация не самоцель, а средство для осознанного восприятия учениками событий и явлений истории. Она опирается на картографические знания и умения. Не последняя роль в их формировании отводится интерактивным пособиям по истории, таким как «Наглядная история» (для основной и старшей школы) – новинка издательства «Экзамен-Медиа».В пособии представлены следующие типы заданий: на установление соответствия, на распределение, на множественный выбор, на нахождение и исправление ошибок, на восстановление последовательности и др.Заданий с выбором одного правильного ответа из четырех данных немного: они могут использоваться в ситуации оперативной актуализации знаний или быстрого подведения итогов изучения темы. Следует отметить, что обязательное условие использования дисков по истории «Наглядная школа» – выполнение всех видов заданий с объяснением хода выполнения и полученного результата. Только такой подход может гарантировать формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся.Пособие обладает возможностями конструктора: учитель может выбрать необходимые задания, картографический, иллюстративный и видеоматериал, компоновать их в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.В качестве примера использования «Наглядной истории» предлагаю урок по теме «Борьба Руси против иноземных вторжений. Русские земли и Золотая Орда».1. Актуализация изученного материала.Выполнение тестового задания позволит вспомнить ситуацию в русских землях накануне ордынского нашествия. Учитель может воспользоваться следующим заданием (см. рис. 1).Работа с заданием позволит актуализировать информацию о снижении обороноспособности русских земель накануне нашествия и перейти к изложению нового материала. 2. Изложение нового материала рекомендую построить с опорой на сводный плакат с хронологическими данными по истории изучаемого периода (см. рис. 2).3. Походы монгольских войск в 1237-1241 годах.Карты, представленные в пособии «Наглядная школа», позволяют построить работу дифференцированно в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Так, например, может быть предложена как карта с нанесенными на нее названиями княжеств, областей и городов, так и карта с нанесенными на нее походами монгольских войск. Наиболее сложный вариант – карта, на которой указаны только направления походов монгольских войск, без названий русских земель, областей и городов (последние учащимся необходимо назвать самостоятельно) (см. рис. 3).Для визуализации изученного рекомендую использовать иллюстративный материал, данный в рубрике «Дополнительные материалы».Объяснение нового материала может быть построено с использованием заданий, данных к картам пособия. Вы найдете несколько типов заданий для работы с картой:- обозначить на карте направления походов и места сражений;- опираясь на карту, сделать выводы и обобщения на заданную тему (см. рис. 4);- изучение текстового исторического источника и выполнение заданий к нему;- контекстное задание со свободным развернутым ответом (см. рис. 5).Без ощущений, без живого созерцания невозможно познание. При формировании знаний необходимо снабдить школьников образами, создать условия для живого созерцания. Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные фильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения. Учебное пособие «Наглядная школа» позволяет раскрыть учебный потенциал видеоматериалов по истории нашей страны. В частности, на примере данной темы урока рекомендую использовать фрагменты фильма «Нашествие на Русь Батыя».Рассматривая вопрос о последствиях монгольского нашествия на Русь, советую использовать как задания в тестовой форме, так и более сложные задания с открытым развернутым ответом.Итак, пособие по истории «Наглядная школа» реализует требования по организации деятельностного подхода в обучении. Система знаний, способы представления теоретического материала, мультимедийные возможности пособия позволяют организовать разнообразные виды учебной деятельности по освоению исторической информации, что способствует формированию и развитию интереса к предмету, ведущих компетенций учащихся.​Екатерина КАЛАЧЕВА, кандидат исторических наук, ведущий специалист кафедры истории и обществознания Национального центра инноваций в образовании

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте